(Χριστιανικὴ τοπογραφία) - трактат, который К. И. составил между 547 и 550 гг., обобщая опыт своих путешествий. Это одно из крупнейших произведений, отражающих представления древнего и средневек. мира о географии и космологии, в значительной мере альтернативные по отношению к классической географической науке эпохи эллинизма и Римской империи. К. И. вступил в открытую полемику с корифеями древней географии Платоном, Аристотелем, Клавдием Птолемеем и др. Он стремился доказать, что Земля имеет плоскую форму. По мнению К. И., концепция шарообразной Земли является обманом язычников, в то время как христ. вероучение он связывает с представлением о плоской модели мира. К. И. считал, что те, кто отстаивают шарообразность Земли, не могут быть истинными христианами.
Трактат К. И. не отличается стройностью композиции, и исследователи считают, что «Христианская топография» в сохранившемся виде представляет собой сборник из разделов и фрагментов неск. трактатов этого автора. В начале 6-й гл. К. И. заявляет, что теперь будет отвечать на те вопросы, к-рые ему задавали читатели после того, как книга была завершена. Вероятно, первоначально она состояла только из 5 глав, но затем дополнялась автором, уже без специального плана. Первая гл. посвящена изложению основных теоретических тезисов, которые К. И. сформулированы уже в подзаголовке: «Против тех, кто, стремясь быть христианами, подобно внешним [язычникам], называют и считают мир шарообразным» (Πρὸς τοὺς χριστιανίζειν μὲν ἐθέλοντας, κατὰ τοὺς ἔξωθεν δὲ σφαιροειδῆ τὸν οὐρανὸν νομίζοντας κα δοξάζοντας). Главы 2-5 посвящены рассуждениям о тех местах в Свящ. Писании, к-рые, по мнению К. И., указывают на строение плоской Земли. Структуру Земли К. И. изобразил в виде плоского и продолговатого с запада на восток прямоугольника, в середине к-рого находится «земная твердь» (στερέωμα; т. е. континент), омываемая Мировым океаном. Солнце вечером скрывается за конусообразной горой на севере, ночью движется позади нее к востоку, чтобы утром взойти вновь. Вверху расположена небесная твердь, над к-рой находится рай и где берут начало все крупнейшие реки. Мир по форме напоминает ларец или сундук. Свои суждения К. И. основывал на букв. прочтении некоторых мест Свящ. Писания, где упоминаются «края», «концы» или «углы» земли (напр., Иов 37. 3; Ис 11. 12; 41. 8-9; Иез 41. 8-9; Дан 4. 8; Откр 7. 1; 20. 8). В толковании псалмов у К. И. исследователи усматривают влияние Феодора Мопсуестийского (Пигулевская. 1951. С. 134-135). В гл. 6 он рассматривает размеры Солнца и определяет его пути над землей. Глава 7 представляет собой ответное послание некоему Афанасию; в ней К. И. определяет протяженность небесной тверди и доказывает ее нерушимость. В гл. 8 он показывает возможность ночного возвращения Солнца на восток, в 9-й гл. разбирает строение и положение звезд, движение зодиакальных созвездий. Глава 10 посвящена анализу мнений нек-рых отцов Церкви, преимущественно Антиохийской богословской школы, подтверждавших теорию плоской Земли. Большинство приводимых им цитат из творений святителей Афанасия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др. содержат лишь аллегорические или метафорические высказывания о небесах и земле, которые К. И. понимает буквально. Он подробно разбирает историю 6-дневного Сотворения мира; его комментарии основаны на воззрениях еп. Севериана Габальского, к-рый указывал на присутствие в мироздании небесной и земной тверди. Глава 11 наиболее ценна как географическое сочинение. В ней представлено описание животного мира Индии, а также подробный рассказ об о-ве Тапробана (Шри-Ланка) и о западном побережье Индии. В 12-й гл. автор возвращается к теоретическим рассуждениям, критикует древних авторов Манефона, Бероса и др., показывая их зависимость от книг Моисея и др. пророков в тех случаях, когда их мнение может быть принято. Несмотря на спорные теоретические положения трактата, труд К. И. содержит большое число уникальных сведений о странах, подробности его путешествий. Заслуга К. И. как географа состоит в том, что он впервые представил довольно подробное описание побережий и морей бассейна Индийского океана, в деталях превосходившее географические своды Птолемея и др. античных авторов.
Книга К. И. была популярна в средние века на христианском Востоке, в Византии и славянском мире, повлияла на господствовавшие в то время бытовые представления о плоской Земле. Впрочем, труд К. И. нельзя считать самым авторитетным средневек. сочинением в области космографии. Космологические представления К. И. могли восприниматься мн. богословами и учеными как примитивные, а использование им Свящ. Писания недостаточным. У теории шарообразности Земли в позднеантичную эпоху и в Византии было немало сторонников, что признавал и К. И. В сер. VI в. научные взгляды отстаивал визант. писатель Иоанн Филопон из Александрии, автор трактата «Экзегеза на космогонию Моисея», стремившийся сочетать сведения из ВЗ с трудами античных ученых (Elweskiold. 2005). Свт. Фотий I в «Библиотеке» (IX в.) характеризовал труд К. И. как мифические рассказы, наполненные странностями (Phot. Bibl. Cod. 36).
Книга К. И. была переведена в Др. Руси не позже XIV в. (вероятно, в домонг. период; Пиотровская. 2004). В древнерусской традиции сохранилось более 90 списков «Христианской топографии» (полного текста и отрывков), часть из них была богато иллюстрирована (Jacobs. 1979). Иконографическая традиция этого трактата на Руси подробно изучена Е. К. Рединым (Редин. 1916). Но основные проблемы источниковедческого и филологического исследования бытования «Христианской топографии» в Др. Руси (история текста, время его перевода, сопоставление с греч. традицией) остаются нерешенными. В южнослав. странах известен лишь один список «Христианской топографии» - 1-й пол. XVII в. По мнению В. Ягича, он является копией с одного из древнерус. списков (Jaгић. 1922).
Ватиканская рукопись (крупного формата - 332×315 мм) выполнена на толстом желтоватом пергамене невысокого качества, с многочисленными изъянами. На основании этих данных, а также характера и системы разлиновки Ж. Леруа убедительно доказал, что рукопись была написана в Юж. Италии (Leroy. 1974) наклонным унциалом; большинство надстрочных знаков проставлено намного позднее; орнаментальных инициалов и заставок нет. По стилю миниатюры рукописи имеют значительное сходство с иллюстрациями рукописи Гомилий свт. Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 879-882 гг.). В ее украшении, возможно, принимал участие тот же к-польский художник.
Синайская и флорентийская рукописи (размеры - 252×183 и 255×190 мм), вероятно созданные в К-поле в XI в. и содержащие иную редакцию текста, написаны минускулом и имеют очень сходные циклы иллюстраций. При этом художник, украшавший синайскую рукопись, в том, что касается стиля и композиции миниатюр, очевидно, в большей степени следовал своему образцу (ок. IX или X в.). Миниатюрист флорентийской рукописи изменил (в основном сократил) некоторые сцены, чтобы формат иллюстраций лучше соответствовал прямоугольному формату листа. В стиле миниатюр этой рукописи - реминисценции манеры исполнения взятого за образец манускрипта (плавная моделировка форм, тонкость красочных слоев, гармоничность и отсутствие яркого колорита), т. о. достигается большее сходство со стилем изображений кон. XI в. В синайской рукописи помимо миниатюр есть заставки и инициалы, украшенные лепестковым орнаментом; во флорентийской - заставки, выполненные киноварью, в стиле, напоминающем «лобзиковый» стиль X в. Для флорентийского манускрипта, как и для ватиканского, был использован пергамен низкого качества. В целом оформление 3 рукописей, по-видимому, должно было подражать оформлению естественнонаучных трактатов, украшение к-рых в Византии никогда не отличалось роскошью.
Можно выделить следующие группы иллюстраций «Христианской топографии»: изображения, объясняющие устройство мира, образы и композиции из ВЗ и неск. изображений, связанных с НЗ. Вторая группа иллюстраций, самая многочисленная, тематически связывает иллюстративный цикл трактата с миниатюрами Октатевхов (Восьмикнижий) и мировых хроник. Сначала ученые считали, что целый ряд ветхозаветных сцен и образов был заимствован из иллюстрированных рукописей Октатевхов. Однако в последнее время пришли к заключению, что заимствование скорее могло быть обратным: из списков «Христианской топографии» в Октатевхи, тем более что самая ранняя сохранившаяся иллюстрированная рукопись Восьмикнижия относится ко 2-й пол. XI в. (Lowden. 2010. P. 133-141).
Художник, украсивший миниатюрами смирнский Физиолог, не только заимствовал из «Христианской топографии» фрагменты текста вместе с иллюстрациями, но и добавил ряд изображений, напоминающих иконы (образы Христа и Богородицы), а также т. н. типологических сцен (композиции на сюжеты из НЗ, аллюзии на к-рые дают фрагменты текста К. И.).