Зосима Ворбозомский (XV в.), прп. (пам. 4 апр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Ворбозомский, основатель Зосимова Ворбозомского мон-ря (на о-ве Ворбозомского оз., в 20 верстах к югу от Белозерска, ныне Белозерский р-н Вологодской обл.). В источниках мон-рь может называться пустынью или мон-рем Орбозомским, в Варбозове, Орбозове, Арбозове, Варбозоме (Успенский. 1894, 1895, 1896). По преданию, существовавшему в Ворбозомском мон-ре, обитель была основана З., предположительно это произошло в сер. или во 2-й пол. XV в. Единственный обнаруженный источник о З., относящийся ко времени его жизни,- ободная грамота верейско-белозерского кн. Михаила Андреевича (1432-1486), известная в составе грамоты царя Иоанна IV Васильевича от 12 февр. 1566 г.: «Велел князь Михаила Андреевич в Ворбозоме отвести лесу к деревне к Пидьбину Пречистой Благовещенью в пустыню старцу Изосиме, а и отвод земле: от Михайловы деревни на олховое болото да в Мурочинское болото» (цит. по: Успенский. 1895. С. 1402. Сн. 1). В 1501 г. в Ворбозомском мон-ре настоятелем был уже Иона (Строев. Списки иерархов. С. 121).
В рукописной «Памяти преподобнаго отца нашего Зосимы, Орбозомскаго чудотворца» (известна в неск. списках 2-й пол. XVIII - нач. XIX в.) сообщается, что известий о З. до его прихода на Ворбозомское оз. нет: «А о рождении, и воспитании, и пострижении его не обретохом писанием изложено» (РНБ. F.I.260. Л. 100 об.). По преданию, не имеющему подтверждения, З. был учеником прп. Корнилия Комельского († 1537). В указанной рукописи память З. соседствует с краткими статьями о др. учениках прп. Корнилия (Крушельницкая. 1996. С. 339). Однако З. не упоминается в Житии прп. Корнилия и в др. сравнительно ранних источниках, посвященных этому святому. Сообщение некоторых авторов о том, что З. был иноком Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, также не подтверждается источниками.
Мнения о времени кончины З. архиеп. Филарета (Гумилевского) (1550) и Е. Е. Голубинского (после 1592), повлиявшие на справочную лит-ру, ошибочны. Вопреки т. зр. Голубинского в грамотах 2-й пол. XVI в., данных пустыни (в их числе - жалованные грамоты царей Иоанна Васильевича 1566 и 1567 гг., Феодора Иоанновича, подтвержденные царями Борисом Феодоровичем Годуновым и Василием Иоанновичем Шуйским, данные и завещания кон. 60-х гг. XVI - нач. XVII в.), она уже может именоваться Зосиминой. (Возможно, на определение даты кончины З. повлияло существование в XVI в. соименного ворбозомского монаха, автора грамматического трактата.) Указанными царскими грамотами Ворбозомскому мон-рю были дарованы вотчины (деревни Фетиньино, Анофриево и др.), пустоши на берегах Ворбозомского оз. и др. земли, денежная и хлебная руга, рыбная ловля и т. д.; в XVI в. вклады в мон-рь делали также митр. Ростовский Варлаам (Рогов), царский дьяк Мясоед Константин Вислой (1568) и др. (к кон. XIX в. подлинники грамот XV-XVI вв., данных Ворбозомскому мон-рю, не сохр., они были известны Н. П. Успенскому по отписным книгам Ворбозомского мон-ря XVII в.).
«Память преподобнаго отца нашего Зосимы...» содержит сведения о месте погребения святого: «...близ соборныя церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы от северныя страны, в пределе святаго великого Николы чюдотворца. А святыя его мощи лежат под спудом» (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405. Л. 175, 2-я пол. XVIII в.).
В 1612 г. Ворбозомский мон-рь был ограблен польско-литовскими интервентами. К кон. XVII в. в обители имелся 2-этажный деревянный храм: верхняя холодная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца и нижняя теплая ц. в честь Рождества Христова с приделом ап. Иоанна Богослова. Церковь была «ветха» (Васильев Ю. С. Две переписные («записные») книги: а) мон-рей и пустыней; б) церквей и причта Белозерского у. и Чарондской округи кон. XVII в. // Белозерье: Краеведческий альманах. Вологда, 2007. Вып. 3. С. 116). На протяжении всей истории мон-рь управлялся строителями, в обители жили 6-9 насельников. В 1684 г. Ворбозомский мон-рь был приписан к Кириллову Белозерскому мон-рю, в 1764 г. упразднен, храм обращен в приходский, братия перешла в Кириллов мон-рь. В 1809 г. в бывш. Ворбозомском мон-ре на месте деревянного был построен каменный Благовещенский храм с приделами в честь Рождества Христова, во имя ап. Иоанна Богослова, во имя свт. Николая Чудотворца и во имя З. В последнем под спудом покоились мощи основателя мон-ря. В 40-х гг. XIX в. Благовещенская ц. стала приписной к ближайшей Воздвиженской ц. (на вост. берегу Ворбозомского оз.), вскоре пришла в запустение. В 1890 г. о-в на Ворбозомском оз. с церковью был передан Горицкому в честь Воскресения Господня монастырю, там был организован скит (Летопись Горицкого мон-ря / Подгот. к печ.: Г. О. Иванова // Кириллов: Ист.-краевед. альм. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 350). В 30-х гг. XX в. скит был разорен. К 2009 г. Благовещенский храм был разрушен. Нек-рые архивные материалы по истории Ворбозомского мон-ря (приходо-расходные книги XVII в., описи имущества XVIII в.) хранятся в РГАДА (Ф. 1441: Кирилло-Белозерский мон-рь).
В синодике Кириллова Белозерского монастыря сер. XVII в. З. упоминается между прп. Нилом Сорским и прп. Иродионом Илоезерским (РНБ. Кир.-Бел. № 759/1016. Л. 43 об.). Успенский писал об утраченном Ворбозомском синодике, где память З. была помещена под 7 нояб. с указанием: «...творим панихиду и братский корм» (Успенский. 1894. № 15. С. 711. Примеч. 7). Существовала молитва З. (Там же. Примеч. 8). В рукописи, хранящейся в Гос. музее-усадьбе «Архангельское» (Инв. № 18405), «память преподобнаго отца нашего Зосимы...» помещена под 7 нояб., под этим же числом отмечена память З. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.), по-видимому, этот день считался днем кончины преподобного.
Архиеп. Филарет (Гумилевский) без достаточного обоснования атрибутировал З. «Поучение и послание Изосимы святаго к Настасеи, дщери своей», известное в списках кон. XV-XVI в. (Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Кн. 1. С. 156-157; публ.: Невоструев К. И. Поучение и послание Изосима святаго к настасеи, дщери своей // ДВ. 1862. Июль. С. 148-156; Соболевский А. И. Послание еп. Симона // ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 1-11). А. И. Соболевский относил послание к домонг. периоду и приписывал его Владимирскому еп. св. Симону, считая имя Зосимы в заголовке ошибкой переписчиков или именем свт. Симона в схиме.
В рукописном Сборнике житий и повестей, датируемом сер. и посл. четв. XVIII в. (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405), под 7 нояб. имеется миниатюра 2-й пол. XVIII в. с ростовым прямоличным изображением З. в монашеском одеянии, с раскрытой вовне ладонью правой руки и с четками в левой, волосы волнистые, борода на конце раздвоенная (Л. 174 об.). Известен ростовой образ преподобного (1-я пол. XX в.?), находившийся на крышке его деревянной раки: святой представлен седовласым старцем с прямой, слегка раздвоенной бородой, именословно благословляющим, со свитком в левой руке. Образ хранился у прот. Валентина Парамонова, уроженца Кириллова, к-рый забрал его из Белозерска в 50-х гг. XX в. В то время он был настоятелем Воскресенского собора в Череповце и благочинным. В последние годы жизни прот. Валентин служил в ц. Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище в Москве, где эта крышка раки стала почитаемым образом преподобного (помещена в приделе во имя свт. Иоанна Милостивого). Совр. поясной список этой иконы выполнен для Горицкого Воскресенского жен. мон-ря - З. с залысинами и проседью, с длинной и острой на конце бородой, со свитком в левой руке (Мокиевский А., прот. Дар Зосимо-Ворбозомской пустыни // Благовестник. Вологда, 2007. № 10-12. С. 34-37. Ил.).
На иконе «Собор Белозерских чудотворцев» XIX в., находящейся в часовне прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске, изображены 9 Белозерских святых в 2 ряда, З. в середине, прямолично (остальные в небольшом повороте к центру), в монашеском одеянии - синей рясе, темно-красной мантии с золотой каймой, куколь на плечах, в деснице - свернутый свиток, левая рука опущена. У святого седые волосы, большие залысины на лбу и клинообразная борода до середины груди. В составе Собора Новгородских чудотворцев З. представлен на иконе кон. XIX в. (?) из нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде - в левой группе вполоборота вправо как средовек с русой бородой средней величины, в куколе, со свитком в деснице, на нимбе надпись: «св. пр. Зосима Вор.». Святой показан также среди подвижников XVI в. в академической стенописи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре.
З. представлен в группе Белозерских святых в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова),- на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и их повторениях кон. 90-х гг. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, церкви Воскресения Христова в Сокольниках и свт. Николая в Клённиках в Москве). Преподобный изображен под 7 нояб. на лицевых святцах рус. святых мон. Иулиании, созданных после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. С. 42),- в рост, с округлой бородой средней величины, десница повернута ладонью, рядом прп. Кирилл Новоезерский.