Ерма́ [Ерм; греч. ῾Ερμᾶς], ап. от 70 (пам. 8 марта, 5 нояб.), упоминается ап. Павлом в Послании к Римлянам, где он просит приветствовать среди проч. христиан также Е., к-рый, очевидно, жил в Риме (Рим 16. 14). Поскольку в этой главе послания ап. Павел особо выделяет христиан из обрезанных, прилагая к ним термин «сродники», то не включенный в их число Е., видимо, был обращенным из язычников (ср.: Рим 16. 7, 11, 21). Греч. имя ῾Ερμᾶς довольно редко встречается в рим. эпиграфике (Lampe P. Die stadtrömischen Christen in den ersten beiden Jahrhunderten. Tüb., 1987. S. 139-141) и указывает на вост. происхождение его носителя. Однако к сер. I в. по Р. Х. в Риме было довольно много греков, и Е. мог вполне быть уроженцем Рима.
В Предании древней Церкви Е. иногда отождествлялся с автором «Пастыря» (см. подробнее в ст. Ерма, автор «Пастыря»). Основанием для подобной идентификации были мнения таких авторитетных учителей Церкви, как блж. Иероним (Hieron. De vir. illustr. 10 // PL. 23. Col. 625) и Евсевий Кесарийский (Euseb. Hist. eccl. III 3. 6), к-рые опирались на толкование Оригена (Orig. Comm. in Rom. X 31 // PG. 14. Col. 1282). Согласно визант. каталогам апостолов от 70 Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), Е. был епископом Филиппополя во Фракии. В Римском Мартирологе память Е. помещена под 9 мая, при этом он отождествляется с автором «Пастыря» Ермой. Это отождествление восходит к Адону, архиеп. Вьеннскому (IX в.) (Ado Viennensis. Liber de festivitatibus apostolorum // PL. 123. Col. 189). В сокращенном виде заметка Адона вошла в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 35), откуда ее и заимствовал кард. Цезарь Бароний для Римского Мартиролога (MartRom. P. 180).
В визант. синаксарях память Е. отмечается в Соборе 70 апостолов под 4 янв. и под 4 нояб. вместе с апостолами от 70 Патровом (Рим 16. 14), Лином, Гаием (Рим 16. 23) и Филологом (Рим 16. 15). Отдельно память Е. помещается под 8 марта в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), где он именуется Ермилом (᾿Ερμύλεις) (SynCP. Col. 522). В греч. стишных синаксарях и печатных Минеях его память перенесена на 5 нояб. Однако в древнерус. прологах в ВМЧ она остается под 4 нояб. (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 99). Под 5 нояб. память Е. появляется только в московском издании Часослова 1652 г., и этот перенос в соответствии с печатными греч. Минеями непосредственно связан с реформами патриарха Никона. В тех визант. синаксарях, где под 30 июня помещается Cобор не только апостолов от 12, но и от 70, память Е. появляется и под этим числом (SynCP. Col. 786). В том же стихе из Послания ап. Павла к Римлянам рядом с Е. упомянут др. апостол от 70 - Ермий (῾Ερμῆς), из-за сходства греч. имен апостолов возникли сложности при их передаче на слав. языке, что привело к путанице в рус. агиографической традиции. В совр. календаре РПЦ имена обоих апостолов представлены в форме Ерм.