Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕКАТЕРИНА
18, С. 117-118 опубликовано: 3 июня 2013г.


ЕКАТЕРИНА

Игум. Екатерина (Евфимовская). Фотография. 90-е гг. XIX в.
Игум. Екатерина (Евфимовская). Фотография. 90-е гг. XIX в.

Игум. Екатерина (Евфимовская). Фотография. 90-е гг. XIX в.
(Ефимовская Евгения Борисовна; 28.08.1850, Москва - 28.10.1925, Панчево, Сербия), игум. Из семьи графов Ефимовских. Получила блестящее образование, интересовалась вопросами лит-ры, философии и богословия. В 1869 г. сдала экзамен по рус. лит-ре при Московском ун-те, обучалась медицине. Увлеченная идеями славянофильства, была близко знакома с семьей Аксаковых. Много размышляла о воспитании в вере. Сблизилась с видным педагогом и энтузиастом религиозно-нравственного образования С. А. Рачинским. Преподавала в созданной Рачинским народной школе в его имении Татево (Бельский у. Смоленской губ.), уделяя много внимания Закону Божию и истории Церкви. Преподавала в школе при Троицком Великобудищском жен. мон-ре Полтавской епархии. Решив посвятить жизнь иноческому служению и основать мон-рь, ездила для получения благословения в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужскую пустынь к старцу прп. Амвросию (Гренкову).

Архиеп. Варшавский и Холмский Леонтий (Лебединский) поддержал стремление гр. Ефимовской открыть мон-рь и предложил учредить обитель в запустевшем католич. мон-ре в с. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска, Польша). 19 окт. 1885 г. гр. Евгения прибыла в Лесну вместе с 5 сестрами-послушницами и 2 девочками-сиротами. 20 окт. было совершено торжественное богослужение, и этот день стал днем основания Леснинской православной жен. общины. 26 авг. 1889 г. община была преобразована в Леснинский Богородицкий женский монастырь. Вскоре после этого гр. Евгения Ефимовская приняла монашеский постриг с именем Екатерина и затем была возведена в сан игумении. Первоначально сестры жили в ветхих кельях, переделанных из хлебных амбаров. Е. выполняла черную работу, ночью убирала храм, пела на клиросе, канонаршила, заботилась о расширении обители, особое внимание уделяла просветительной деятельности. Строгая к себе постница и молитвенница, она была снисходительна к другим. Свой духовный подвиг несла сокровенно, лишь немногие приближенные сестры знали о ее ночных молитвенных бдениях. Е. пользовалась искренней любовью местных жителей, умело вела воспитательную работу среди девушек и женщин, приобщая их к Церкви.

Духовным наставником Е. и щедрым благотворителем Леснинского мон-ря был св. прав. Иоанн Кронштадтский, посетивший обитель в 1899 г. и благословивший ее насельниц. Имп. мч. Николай II оказывал покровительство Е. и высоко оценил ее заслуги в деле религ. просвещения и благотворительности в Холмском крае. В 1900 г. именным указом она была награждена крестом с украшениями. Е. находилась в постоянной переписке по богословским вопросам с еп. Михаилом (Грибановским), архиеп. Амвросием (Ключарёвым), митрополитами Антонием (Вадковским) и Антонием (Храповицким). Была автором неск. богословских работ (в т. ч. «О диаконисах», «Монастырь и христианский аскетизм»), участвовала в богословской дискуссии о монашестве, о причинах разлада, возникшего между иночеством и образованным русским обществом.

Е. давала согласие на пострижение в монахини только тем девушкам, кто духовно уже были готовы к жизни в мон-ре. Многие из насельниц Леснинского мон-ря подолгу оставались рясофорными сестрами (в 1914 в обители было 20 монахинь и 300 рясофорных послушниц). Е. неоднократно ставила вопрос о создании в РПЦ чина диаконисс, что позволило бы привлекать к церковному служению и духовному просвещению общества образованных женщин. Докладная записка Е. о восстановлении служения и звания диаконисс рассматривалась на Предсоборном присутствии РПЦ 1906 г.

Е. была сторонницей деятельного монашества, совмещения иноческого служения с широкой благотворительной и просветительной работой. «Надо не только спасаться от мира, но и спасать этот мир» - эти слова Е. определяли направление ее церковной деятельности. Леснинский мон-рь стал крупнейшим духовным и культурно-просветительным центром Холмского края. Стараниями Е. при мон-ре открыли приюты для сирот, жен. богадельню для престарелых, больницу с амбулаторией, специализированные школы и различные мастерские. Воспитанницы Е. основали 5 жен. мон-рей, продолжавших традиции Леснинской обители.

В 1908 г. в связи с ухудшением здоровья Е. ушла на покой, но оставалась духовной руководительницей мон-ря. В 1915 г., во время первой мировой войны, в связи с отступлением русских войск Леснинский мон-рь был эвакуирован. Е. жила с сестрами в Петрограде. В апр. 1917 г. перенесла тяжелую операцию, в августе того же года по приглашению Кишинёвского архиеп. Анастасия (Грибановского; впосл. митрополит) переехала с частью сестер в Жабкинский в честь Вознесения Господня женский монастырь в Сорокском у. Бессарабской губ. После аннексии Бессарабии Румынией румынские власти требовали, чтобы монахини приняли румын. подданство и вели богослужение на румын. языке. В 1920 г. Е. приняла решение о переезде по приглашению серб. кор. Александра в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). На предоставленной серб. властями барже Е. вместе с 62 монахинями прибыла по Дунаю в Белград. Первоначально по благословению Нишского еп. Досифея (Васича, впосл. митр. Загребский) монахини поселились в монастыре Кувеждин, а через неск. месяцев община обосновалась в бывш. муж. мон-ре Хопово на Фрушка-Горе. Хопово стало крупным центром духовно-религ. жизни рус. диаспоры и Сербской Православной Церкви, где под духовным рук. Е. продолжалась леснинская традиция деятельного монашества. В мон-ре появились и серб. насельницы, т. о. Е. имела отношение и к возрождению серб. жен. иночества.

Отпевание Е. было совершено серб. еп. Сремским Максимилианом (Хайдиным, впосл. еп. Горно-Карловацкий) в сослужении свящ. Алексия Нелюбова и серб. духовенства. Погребена на кладбище в ограде монастыря у стен церкви.

Лит.: Клепинин Н. А. Памяти игум. Екатерины (Ефимовской). П., 1926; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни / Восп., излож.: Т. И. Манухина. М., 1994. С. 104-107, 339-340; Соллогуб А. А. Рус. Правосл. Церковь Заграницей: 1918-1968. Н.-Й., 1968. Т. 2. С. 1106-1110; Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973. С. 12-48; Таисия (Карцова), мон. Русское православное женское монашество. Джорданвилль, 1985. С. 185; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917. М., 1997. С. 295-296; Косик В. И. Русская церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). М., 2000. С. 84-85, 235.
Д. П. Анашкин
Ключевые слова:
Монашество Русской Православной Церкви (жен.) Игумении Русской Православной Церкви Екатерина (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850 - 1925), игумения Леснинский Богородицкий женский монастырь. ( В 2007 г. перешел в юрисдикцию неканонической т. н. Русской истинно православной Церкви)
См.также:
АВГУСТА КУРСКАЯ († 1849), игумения
АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии
АГНИЯ (Толстая Анна Андреевна; 1793-1860), игум. Знаменского Вознесенского мон-ря в Осташкове
АГНИЯ (Ушакова Ирина Дмитриевна; 1777–1860), игум. псковского Старого Вознесенского мон-ря
АГНИЯ ВАСИЛЬСУРСКАЯ (Мытикова Анна Филипповна; 60-е гг. XIX в.-1953), игум.
АГНИЯ КАЛУЖСКАЯ (Десятова; 1733-1796), игум. калужского Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря
АЛЕКСИЯ (Сотова Анна Андреевна; 1885-1940), игум. Скорбященского Мало-Пицкого мон-ря
АНГЕЛИНА (Алексеева Анна Степановна; 1884-1937), игум.