(Рылков; † 6.12.1696, Вел. Новгород), митр. Новгородский и Великолукский. Постриженик Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., с 5 сент. 1674 г. настоятель селижаровского во имя Св. Троицы мон-ря, в 1681-1686 гг. архимандрит Макариева калязинского во имя Св. Троицы мон-ря, с 28 марта 1686 по 11 авг. 1688 г. архимандрит Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря. 18 дек. 1685 г. Е. добился подтверждения грамоты царя Алексея Михайловича (1652) о праве Макариева калязинского монастыря на сбор таможенных пошлин на торжке в с. Семендяеве Калязинского у. (ААЭ. Т. 4. № 55. С. 74).
12 авг. 1688 г. Е. был хиротонисан во митрополита Сарского и Подонского, хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савёлов). В янв. 1690 г. Е. участвовал в Соборе, на к-ром было зачитано покаянное исповедание Сильвестра (Медведева), 5 окт. 1689 г. отлученного от Церкви за католич. т. зр. в отношении времени пресуществления Св. Даров (см. в ст. Евхаристия) и с авг. того же года находившегося под арестом в Троице-Сергиевом монастыре. Собор постановил воссоединить Сильвестра с правосл. Церковью как мирянина и наложить на него епитимию (АИ. Т. 5. № 194. Стб. 337-342). Впрочем, в работах некоторых исследователей высказывалось сомнение в факте проведения Собора (см.: Прозоровский А. И. Сильвестр (Медведев): Его жизнь и деятельность // ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 4. С. 353-370; Богданов А. П. Моск. публицистика посл. четв. XVII в. М., 2001. С. 400-409). 15 марта 1690 г. Е. участвовал в совершении таинства Елеосвящения над умирающим патриархом Иоакимом, присутствовал при погребении первосвятителя. Е. участвовал в интронизации патриарха Адриана (24 авг. 1690), в совершенных в Москве хиротониях укр. архиереев: Варлаама (Ясинского) во митрополита Киевского (31 авг. 1690), св. Феодосия (Углицкого) во архиепископа Черниговского (11 сент. 1692). 24 июля 1692 г. вместе с патриархом Адрианом Е. освящал новую трапезную ц. во имя прп. Сергия в Троице-Сергиевом монастыре, при освящении присутствовали цари Иоанн и Петр Алексеевичи.
Опубликован значительный по объему комплекс документов, позволяющих охарактеризовать деятельность Е. как митрополита Сарского и Подонского. Он благословлял строительство и восстановление храмов (на запустевших местах, на кладбищах, вместо сгоревших или обветшавших храмов) в Воротынском, Вяземском, Козельском, Ливенском, Мещовском, Перемышльском, Новосильском, Черниговском и Чернском уездах. По решению Е. от 22 дек. 1694 г. из Мценска был перенесен и вновь построен на левом берегу р. Зуши Петропавловский мон-рь. Е. следил за соблюдением церковной дисциплины, добивался неукоснительного исполнения правила о неслужении вдовых попов и исправного совершения в храмах богослужения (11 июля 1690 архиерей по челобитью протопопа Успенской ц. г. Перемышля Иоанна указал посадить на цепь свящ. Симеона и диак. Иова за то, что они отказывались служить; см.: Соловьёв. 1909. Кн. 1. С. 64, 65). Архиерею приходилось защищать церковных людей от притеснений со стороны представителей светской власти. Когда серпейский воевода завел дело о взятии в холопство священника Ильинской ц. в с. Даниловичи Серпейского у. Илии Федосеева, Е. потребовал от воеводы не вмешиваться в суд над церковными людьми, а в случае неповиновения грозил ему отлучением от Церкви (см.: Стефанович. 2002. С. 59, 200).
14 апр. 1695 г. Е. был переведен на Новгородскую кафедру. В авг. того же года он отправил протопопу Воскресенского собора в Вел. Луках Иоанну Афанасьеву грамоту о недозволении женщинам входить в кельи монашествующих и о запрещении мужчинам находиться в жен. обителях. Списки этой грамоты было указано разослать в мон-ри (ААЭ. Т. 4. № 312. С. 463-464). Е. погребен в Мартириевской паперти новгородского Софийского собора.