Андрей Чеславович (19.08.1918, Москва - 26.03. 1995, там же), российский филолог-классик, специалист по истории античной лит-ры и преподаванию древних языков, исследователь истории и культуры Москвы, общественный деятель. Кандидат филологических наук (1954). С 1967 г. зав. кафедрой древних языков исторического факультета МГУ, профессор (1985). Лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность (1992). Отец К., инженер-химик Чеслав Альфонсович К. (1893-1920), поляк, эвакуировался в Москву во время первой мировой войны, но еще до рождения сына вернулся в Польшу, вызвал семью к себе, но вскоре умер, так и не увидев сына. Мать - Анастасия Александровна Аккерман (1888-1938). К. в младенчестве был крещен в католичество в костеле в Милютинском пер. в Москве, но в 1921 г. переведен в Православие через миропомазание, совершенное в храме Христа Спасителя. С 6 лет К. активно участвовал в богослужениях и приходской жизни в ц. во имя св. прор. Илии (Обыденной) в Обыденском пер.: был служкой, затем чтецом. Огромное влияние на духовное развитие К. оказал настоятель храма свящ. Виталий Лукашевич. Из-за интереса к Православию в 1933 г. исключенный из школы № 4 (ныне № 57), К. окончил школу на Пресне (ул. Большевистская). В 1936 г. поступил на исторический фак-т МИФЛИ; через полгода перевелся на отд-ние классической филологии лит. фак-та. Среди его преподавателей были С. И. Радциг, Н. А. Кун, Н. А. Машкин, Б. С. Чернышёв, С. П. Гвоздев. В дек. 1938 г. был принят в комсомол (несмотря на то что были расстреляны как «враги народа» дядя и двоюродный брат К.). В 1941 г. закончил МИФЛИ и был рекомендован в аспирантуру, но из-за начала войны аспирантура была закрыта. По состоянию здоровья (туберкулез легких) К. не подлежал призыву. По распределению Наркомпроса он был направлен учителем русского языка и лит-ры старших классов в с. Ермаковское Красноярского края. В 1944 г. был уволен из-за религ. убеждений (обнаружилось, что К. носил нательный крест), исключен из комсомола. В авг. 1944 г. К. поступил в аспирантуру на кафедру классической филологии филологического фак-та МГУ. После возвращения в Москву вновь стал прихожанином ц. прор. Илии (Обыденной) (настоятель свящ. Александр Толгский). В 1945 г. из-за религ. взглядов и связей в РПЦ К. неск. раз вызывали на допросы органы гос. безопасности, предлагали предоставлять информацию о деятельности свящ. Александра, но К. отказался, несмотря на угрозы дальнейших преследований. В 1954 г. К. защитил канд. дис. по теме ««Киропедия» Ксенофонта Афинского как историко-литературный памятник IV в. до н. э.» (научный руководитель Радциг). С 1946 г. К. преподавал античную лит-ру и древние языки в Московском городском педагогическом ин-те, с 1953 г. старший преподаватель кафедры древних языков исторического фак-та МГУ (с 1957 зам. заведующего кафедрой ), в 1967 г. возглавил кафедру после смерти В. С. Соколова. На историческом фак-те МГУ вел семинары по лат. и древнегреч. языкам, читал общефакультетские курсы: «Мастерство устной речи», «Ораторское искусство», античная лит-ра, был инициатором введения в учебный план курса «Памятники мировой истории и культуры». На филологическом фак-те вел по теме своих научных занятий спецкурсы по источниковедению раннехрист. лит-ры и греч. койне.
Научные интересы К. в период учебы в аспирантуре были связаны с проблемами классической филологии, в частности он исследовал сочинения Ксенофонта. Тогда же он написал ряд статей по античной лит-ре в Большую Советскую Энциклопедию и Советскую Историческую Энциклопедию. Занимался переводами с древнегреч. языка, в т. ч. сочинений Николая Дамасского, Аппиана, Флавия Арриана, Квинта Курция Руфа. В связи с активной преподавательской деятельностью К. большое внимание уделял созданию учебников древних языков для нефилологических фак-тов и разработке особой методики обучения древним языкам, античной палеографии и эпиграфике студентов-нефилологов. В 1962 г. совместно с Соколовым К. издал учебник древнегреческого языка, в 1971 г.- учебник лат. языка, в 1975 г.- новый вариант учебника древнегреч. языка. В неразрывной связи с преподаванием он вел изыскания в области античной риторики и мастерства совр. лектора (на эту тему К. издал учебное пособие). В зрелые годы основная научная деятельность К. была связана с источниковедением раннехрист. лит-ры, древнегреч. диалекта койне и палеографии. Этим темам, а также вопросам текстологии книг НЗ была посвящена монография «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы» (1985). Монография написана на основе спецкурсов, прочитанных К. на кафедре древнего мира исторического фак-та и студентам отд-ния классической филологии филологического фак-та МГУ. Несмотря на обтекаемую формулировку названия, монография К. представляет собой стандартную для зап. учебных заведений программу курса введения в НЗ, включающую историю создания новозаветного канона, рукописной традиции, изданий и переводов НЗ, характеристику отдельных сочинений и краткий разбор ключевых тем новозаветной истории. Особое внимание К. уделил языку НЗ. Стремясь, по его словам, «выявить историческое зерно под мифологическими наслоениями», К. основывался на работах школы Р. Бультмана и традиции т. н. «второго поиска исторического Иисуса». Публикация такого исторически ориентированного введения в НЗ была связана не только с изменением в те годы курса атеистической советской пропаганды, к-рая под давлением новых археологических находок была вынуждена отказаться от следования «мифологической» школе новозаветной критики, но и с распространением сначала в МГУ, а затем и по всему СССР лженаучных работ А. Т. Фоменко, об опасности к-рых К. неоднократно говорил. При этом в ряде мест его монографии содержатся критические замечания и относительно самой бультмановской концепции «демифологизации», к-рые по причине небольшого объема текста исследования остались нераскрытыми. Значение научного труда К. для своего времени было весьма велико, поскольку его монография стала 1-м опубликованным в СССР введением в исследование НЗ.
К. был выдающимся знатоком классической и особенно церковной музыки (высоко ценил произведения П. Г. Чеснокова). Его глубокие знания в самых разных областях гуманитарной культуры создали ему репутацию и большой авторитет. В 60-х гг. ХХ в. К. заинтересовался краеведением и охраной памятников истории и культуры. Важное место в его работе стало занимать изучение истории Москвы преимущественно церковной культуры дореволюционной эпохи. В различных журналах он опубликовал ряд статей (частично мемуарного характера) об отдельных храмах, и уже после его смерти был издан справочник «Московский православный месяцеслов», где им были собраны данные обо всех храмах Москвы, об их истории, особенностях богослужения, о церковных хорах, художественных ценностях. К. вел кружок по изучению Москвы и Подмосковья при Доме культуры МГУ, возглавлял университетское бюро ВООПИК и факультетское отд-ние об-ва «Знание»; выступал на историческом фак-те, в лектории Политехнического музея с публичными лекциями по истории и культуре Москвы. В последние годы жизни преподавал также в РПУ им. св. Иоанна Богослова и в ПСТБИ. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.