христ. периодические издания, к-рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг-циями, фондами, а также частными лицами. К Ж. д., с одной стороны, примыкают церковные и церковно-общественные газеты, листки, бюллетени, отличающиеся в основном формальными признаками (формат, отсутствие обложки и, как правило, более высокая периодичность выхода), а также большей актуальностью публикаций; с другой - непериодические продолжающиеся издания (нумерованные сборники статей, труды и доклады регулярных конференций и т. п.), серийные издания с низкой периодичностью (ежегодники, альманахи), календари, богослужебные указания, регулярные книгоиздательские и книготорговые каталоги.
Предшественниками повременных христ. изданий были многочисленные религ. «летучие» листки и брошюры, появившиеся вскоре после изобретения книгопечатания и выпускавшиеся в большом количестве на новых европ. языках и латыни в эпоху Реформации и Контрреформации. В нач. XVII в. появились регулярно выходившие и сходно оформленные листки новостей, т. е. газеты. Вскоре после возникновения универсальных по содержанию регулярных научных периодических изданий, «Journal des savants» (издается в Париже с 1665) и «Acta eruditorum» (Lpz., 1682-1731), в XVIII в. появились богословские журналы. 1-й из них, «Altes und Neues aus dem Schatz theologischer Wissenschaften», был основан лютеранским пастором В. Э. Лёшером и выходил в Виттенберге (1701) и Лейпциге (1702-1720, под заглавием «Unschuldige Nachrichten von alten und neuen theologischen Sachen»). Его преемниками стали «Fortgesetzte Sammlung von alten und neuen theologischen Sachen» (1720-1750) и «Neue Beyträge von alten und neuen theologischen Sachen» (1751-1761) с тематическими приложениями, кумуляциями и указателями, выходившими каждые 10 лет. Вслед за этими изданиями во мн. европ. странах в XVIII в. появились богословские, практические (напр., проповеднические), нравоучительные (в т. ч. пиетистские) журналы, а также посвященные новостям церковной жизни отдельных земель. Бурный рост протестант. и католич. периодических изданий в Зап. Европе происходил на протяжении XIX в. В 70-х гг. в Европе и Сев. Америке появились специализированные богословские журналы, а также периодические издания рецензий и обзоров богословской лит-ры.
В ХХ в. мн. научные богословские и религиеведческие журналы имели международный и межконфессиональный статус. Особое значение имели в области библеистики и библейской археологии «Journal of Biblical Literature» (Missuola, 1881-1889; Phil., 1890-.), «Biblische Zeitschrift» (Paderborn etc., 1903-1939, 1957-.), «Biblica» (R., 1920-.), «Biblical Archeologist» (New Haven, 1938-1997), «The Catholic Biblical Quarterly» (Wash., 1939-.), «Abhandlungen zur Theologie des Alten und Neuen Testaments» (Basel; Zürich, 1943-.), «Vetus Testamentum» (Leiden, 1951-.), «New Testament Studies» (L.; Camb., 1954-.), «Novum Testamentum» (Leiden, 1956-.); церковной истории и патристики - «Zeitschrift für Kirchengeschichte» (Stuttg. etc., 1877-.), «Church History» (Chicago etc., 1932-.), «Journal of Ecclesiastical History» (L. etc., 1950-.), «Studia patristica» (Oxf.; B., 1957-.), «Patristics» (Baltimore, 1972-1992; далее «Journal of Early Christian Studies»); агиографии - «Analecta Bollandiana» (Brux., 1882-.); литургики - «Archiv für Liturgiewissenschaft» (Regensburg; Freiburg, 1950-.); религ. философии - «Revue de théologie et de philosophie» (Lausanne, 1868-.), «Revue Thomiste» (Toulouse etc., 1893-.), «Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie» (B., 1959-.), «International Journal for Philosophy of Religion» (The Hague, 1970-.); общие богословские и религиеведческие журналы - «Revue de l'histoire des religions» (P., 1880-.), «Zeitschrift für Missionskunde und Religionswissenschaft» (B., 1886-1939), «Journal of Theological Studies» (Oxf., 1899-.), «Revue d'histoire et de philosophie religieuses» (Strasbourg, 1921-.), «Journal of the American Academy of Religion» (Boston, 1933-.), «Kairos» (Salzburg, 1959-.), «History of Religions» (Chicago, 1961-.). Несколько журналов были посвящены библиографии текущей богословской лит-ры, напр. основанный А. фон Гарнаком и Э. Шюрером «Theologische Literaturzeitung» (Lpz., 1878-.), «Zeitschrift für Theologie und Kirche» (Tüb., 1891-.), «Harvard Theological Review» (Camb. (Mass.), 1908-.). Основными указателями статей и рецензий из западноевроп. богословских журналов являются 3-томный «Catholic Periodical Index» (N. Y., 1930-1966), продолжающий его ежегодник «Catholic Periodical and Literature Index» (Haverford (Pa.), 1967-.), «Guide to Social Science and Religion in Periodical Literature» (Flint (Mich.), 1964-.) и «Religion Index One: Periodicals» (Chicago, 1953-.). Наиболее крупная электронная база данных создана Американской ассоциацией богословских библиотек (http://www.atla. com/).
В XIX в. в Православных Поместных Церквах появились печатные органы церковных учреждений (напр., с 1900 издавались «Гласник» (Белград) и «Църковен вестник» (София)) и духовно-просветительные журналы, в XX в.- общие и специальные богословские. В наст. время во мн. странах издаются сотни правосл. центральных, епархиальных, монастырских, миссионерских и др. Ж. д. Из богословских журналов, издающихся до сих пор, выделяются «᾿Εκκλησιαστικὸς φάρος» (᾿Αλεξανδρεία, 1908-.), «Γριϒόριος ὁ Παλαμάς» (Θεσσαλονίκη, 1918-.), «Θεολοϒία» (᾿Αθῆναι, 1930-.), «᾿Εκκλησία κα θεολοϒία» (L., 1980-.), «Православна мисао» (Београд, 1958-.), «Теолошки погледи» (Београд, 1968-.), «Годишник на Софийския университет. VI: Богословски факултет» (София, 1924-1949; с 1951 «Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски»»), «Studii teologice» (Bucur., 1949-.), «Greek Orthodox Theological Review» (Brookline (Mass.), 1954-.), «St. Vladimir's Theological Quarterly» (N. Y., 1957-.), «Orthodoxes Forum» (Münch., 1987-.).
В XVIII - нач. XIX в. в Зап. Европе издавались мистические журналы с отрывками из аскетических, пиетистских, визионерских, масонских сочинений зап. писателей. Переводы этих текстов наполняли значительную часть рус. духовной лит-ры, издаваемой гражданским шрифтом в посл. четв. XVIII в. и 1-й четв. XIX в. Первые русские религ. журналы - «Утренний свет» (СПб., 1777-1779; М., 1779-1780) и «Вечерняя заря» (М., 1782) Н. И. Новикова, а также «Сионский вестник» (М., 1806, 1817-1818) А. Ф. Лабзина - целиком принадлежали к мистическому направлению. К христ. Ж. д. могут быть с большим основанием причислены «Беседы с Богом, или Размышления в утренние часы на каждый день года» (М., 1787-1789), издававшиеся под ред. прот. Иоанна Харламова и состоявшие из переводов с немецкого языка книг К. Х. Штурма и И. Ф. Тиде; «Духовный год жизни христианина» (СПб., 1816) и «Вседневное беседование с Богом в утренние часы» (СПб., 1820), также содержавшие исключительно переводные тексты; морализаторский ж. «Друг юношества» (М., 1807-1815; в 1813-1815 «Друг юношества и всяких лет»), издававшийся М. И. Невзоровым.
Первым российским богословским журналом и 1-м изданием, выпускавшимся в стенах духовно-учебного заведения (если не считать рукописного «Семинарского вестника» Владимирской ДС в 1810-1815), был журнал СПбДА «Христианское чтение», основанный ректором архим. Григорием (Постниковым; впосл. митрополит Новгородский и С.-Петербургский). Журнал стал самым длительным по времени выпуска периодическим изданием в России (1821-1917), в 1875-1916 гг. выходил как приложение к ж. «Церковный вестник». В 20 - нач. 30-х гг. XIX в. также публиковались «Известия о действиях и успехах Библейских обществ в России и других государствах» (СПб., 1824) и «Радуга» (Ревель, 1832-1833). Вскоре появились новые журналы при духовных школах. В 1837-1912 гг. КДА издавала еженедельник «Воскресное чтение», в котором наряду с назидательными статьями печатались научные исследования. С началом выхода «Трудов Киевской духовной академии» (1860-1917) научные материалы переместились в это издание. МДА вместе с книжками «Творений святых отцов в русском переводе» (М., 1843-1865, 1871-1872, 1880-1891) издавала ж. «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе», затем его сменил «Богословский вестник» (Сергиевский посад, 1892-1918). КазДА издавала «Православный собеседник» (1855-1917), в к-ром много внимания уделялось вопросам миссионерства, изучению мусульманства, буддизма, язычества, старообрядчества, сектантства, а также специальные миссионерские журналы «Миссионерский противомусульманский сборник» (Каз., 1873-1914) и «Инородческое обозрение» (Каз., 1912-1916). В академических журналах публиковались новые переводы святоотеческих творений, деяний Соборов, а также журналы или протоколы заседаний советов академий, отчеты и др. офиц. документы академических корпораций, их подразделений и состоявших при них учреждений (б-к, музеев, кабинетов, обществ, братств), обзоры, рецензии и аннотации текущей российской и зарубежной богословской литературы. 4 духовные академии до 1918 г. выпускали 19 периодических изданий, еще 2 журнала выходили при академических комиссиях и братствах.
Дореволюционные духовные семинарии издавали 5 богословских и еще неск. специальных журналов. Из них не уступал академическим журналам по научному уровню и широте содержания лишь харьковский богословско-философский ж. «Вера и разум» (1884-1917), основанный Харьковским еп. Амвросием (Ключарёвым). Самыми ранними семинарскими духовно-назидательными журналами были «Училище благочестия» (Рига, 1857-1867), «Духовная беседа» (в 1858-1862 выходил при СПбДС), «Руководство для сельских пастырей» (К., 1860-1917), «Духовный дневник» (Х., 1864-1866).
В 60-х гг. XIX в. появились богословско-публицистические журналы, основанные общественными организациями или частными лицами и призванные, по словам основателя и 1-го редактора ж. «Странник» (СПб., 1860-1917) прот. Василия Гречулевича (впосл. Могилёвский еп. Виталий), не только удовлетворять запросы «любителей духовного чтения, но и возбуждать охоту к такому чтению в тех, кто считает его скучным или даже несоответствующим современному направлению общества». К таким изданиям можно отнести «Домашнюю беседу» (СПб., 1858-1877) В. И. Аскоченского, «Душеполезное чтение» (М., 1860-1917), «Дух христианина» (СПб., 1861-1865) свящ. А. Гумилевского, «Духовный вестник» (Х., 1862-1867), «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863-1917). Наряду с оригинальными и переводными богословскими и философскими статьями, аскетическими творениями и церковно-историческими исследованиями в этих Ж. д. публиковались проповеди и поучения, Жития святых, жизнеописания подвижников благочестия, очерки церковного быта, стихи духовного содержания, обзоры совр. духовной и светской лит-ры, отклики на текущие события. Для церковной публицистики 60-70-х гг. было характерно смелое обсуждение церковных и церковно-общественных проблем, ранее не допускавшееся в печати.
Офиц. церковные издания сначала появились на епархиальном уровне. Епархиальные ведомости выходили в 1860-1922 гг. и охватывали почти все епархии. Как правило, они состояли из офиц. и неофиц. отделов. С 1875 г. ж. «Церковный вестник» (СПбДА) был «в официальной части официальным органом Святейшего Синода и состоящих при нем центральных учреждений». В 1888 г. появился отдельный печатный орган Святейшего Синода - ж. «Церковные ведомости», состоявший из офиц. части и прибавлений и выходивший до 1918 г. К центральным офиц. церковным журналам относились также «Вестник военного духовенства» (СПб., 1890-1917; с 1911 «Вестник военного и морского духовенства»); «Церковно-общественная мысль» (К., 1917-1918), «прогрессивный орган военного и морского духовенства»; «Народное образование» (СПб., 1896-1917), ж. Училищного совета при Синоде.
По примеру светских иллюстрированных развлекательных изданий, получивших распространение в кон. XIX - нач. ХХ в., в это же время появился ряд популярных духовно-назидательных журналов: «Русский паломник» (СПб., 1885-1917), «Воскресный день» (М., 1887-1917) прот. Симеона Уварова, «Кормчий» (М., 1888-1917), «Приходская жизнь» (Ярославль, 1899-1918), «Сеятель» (Уфа, 1913-1917) и др. Часть подобных Ж. д. выходила при правосл. мон-рях, к-рые выпускали до 1918 г. более 30 периодических изданий (включая листки), из них 8 - Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра, 4 - Троице-Сергиева лавра, 8 - рус. обители Афона и их подворья (в т. ч. 4 - Русский вмч. Пантелеимона мон-рь). В духовно-назидательных журналах богословские и церковно-общественные вопросы отступили на 2-й план, а главное место заняли духовные рассказы, описания паломнических поездок, миссионерских путешествий. В нач. ХХ в. церковными братствами и об-вами трезвости, а также частными лицами выпускалось ок. 40 наименований журналов и листков, посвященных борьбе с пьянством и пропаганде трезвого образа жизни, в т. ч. «Друг трезвости» (СПб., 1900-1901), «Отдых христианина» (СПб., 1901-1917), «Трезвая жизнь» (СПб., 1905-1914), «Трезвые всходы» (СПб., 1908-1914), «Заря трезвости» (Воронеж, 1914-1917). Нек-рые из духовно-назидательных журналов по примеру светских изданий имели множество тематических приложений в виде книг, брошюр и листков.
В посл. четв. XIX в. и особенно в нач. ХХ в. возникло немало специальных Ж. д. Из миссионерских изданий выделяются «Миссионер» (М., 1874-1879), еженедельно выпускавшийся Православным миссионерским обществом; «Братское слово», основанное проф. Н. И. Субботиным и посвященное изучению старообрядчества (М., 1875-1876, 1883-1899, 1906-1917); «Миссионерский сборник» (Рязань, 1891-1918), издававшийся братством св. Василия, еп. Рязанского; противосектантский ж. «Миссионерское обозрение» (К., 1896-1916), основанный и редактировавшийся В. М. Скворцовым. Христ. апологетике были посвящены журналы «Вера и Церковь» (М., 1899-1907) прот. Иоанна Соловьёва, «Православно-русское слово» (СПб., 1902-1906; в 1906-1907 гг. «Церковный голос»), «Голос истины» (СПб., 1909-1916) Скворцова, «Ревнитель» (Х., 1911-1916) Л. З. Кунцевича, «Голос Церкви» (М., 1912-1918) И. Г. Айвазова и архим. Арсения (Жадановского; впосл. епископ Серпуховской). Лучшие журналы по церковной педагогике выходили в основном в Юго-Зап. России: «Церковно-приходская школа» (К., 1887-1906), «Западно-русская начальная школа» (К., 1906-1917), «Законоучитель» (Житомир, 1912-1917). Всероссийский законоучительский союз успел издать только 7 номеров ежемесячного ж. «Религия и школа» (Пг., 1917-1918). Выпускались и Ж. д. для детей, напр. «Божия нива» (Сергиевский посад, 1902-1917) с приложением «Зернышки» (1903-1917) Вологодского архиеп. Никона (Рождественского), «Маленький христианин» (Сергиевский посад, 1909-1916), «Незабудка» (СПб., 1914-1917) прот. Аполлинария Темномерова.
Некоторые издания были посвящены памятникам церковного искусства: «Христианские древности и археология» (СПб., 1862-1877) с приложением «Русские древности» (1871-1876), «Изограф» (СПб., 1882-1885), «Светильник» (М., 1913-1915); церковной музыке и пению (см. Журналы церковнопевческие). Более чем в 20 епархиях церковно-археологическими или историческими обществами, комитетами или музеями выпускались ежегодники или продолжающиеся сборники, посвященные изучению местной церковной старины: «Труды Комитета для историко-статистического описания Подольской епархии» (Каменец-Подольск, 1876-1916), «Чтения в Церковно-археологическом обществе при Киевской ДА» (1883-1916), «Калужская старина» (1901-1911. 6 т.), «Тобольское церковное древлехранилище» (1902-1909), «Воронежская старина» (1902-1916), «Минская старина» (1909-1913), «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества» (Кишинёв, 1909-1933) и др. Христ. памятники Востока и паломничества в Св. землю стали темой изданий Палестинского православного общества «Православный палестинский сборник» (СПб., 1881-1916), «Сообщения Православного Палестинского общества» (СПб., 1891-1917), а также издания Имп. АН «Христианский Восток» (СПб., 1912-1922).
Текущей библиографии российской и в меньшей степени иностранной богословской и церковно-исторической литературы были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (К., 1872-1875), «Богословский библиографический листок» (К., 1883-1916) и «Новости богословской литературы» (Сергиевский посад, 1904-1906).
После 1917 г. количество Ж. д. стремительно сокращалось. В 1918 г. продолжала выходить лишь 1/4 часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 г., на протяжении 1918-1920 гг. перестали издаваться почти все дореволюционные журналы. Нек-рые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919), «За родную землю» (Уфа, 1918), «За Русь святую» (Омск, 1919), «Знамя веры» (Челябинск, 1919), «К свету» (Барнаул, 1918-1919), «Свободное слово христианина» (К., 1918), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919), «Церковь и жизнь» (Р.-н/Д., 1919). На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918), «Возрождение» (М., 1918), «Современная проповедь» (Н. Новг., 1918) и др. В 1918-1931 гг. в стране выходило ок. 100 новых церковных периодических изданий на рус. и укр. языках, почти все они были недолговечными, ок. половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего обновленцев: «Живая Церковь» (М., 1922-1923), «Соборный разум» (Пг., 1922-1923), «Церковное обновление» (Рязань, 1922-1926), «Христианин» (М., 1924), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925-1931; с 1928 «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР»), «Голос православной Украины» (Х., 1925; в 1925-1928 «Украïнський православний благовiсник»), «Церква i життя» (Х., 1927-1928) и неск. десятков епархиальных изданий.
В 30-х гг. XX в. был основан офиц. орган РПЦ «Журнал Московской Патриархии» (М., 1931-1935), который после закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР, но выходил недолго.
События Великой Отечественной войны предопределили перемены в политике Советского гос-ва в отношении РПЦ. В сент. 1943 г. возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии», до 1989 г. остававшегося единственным церковным журналом в РСФСР. Он был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в т. ч. в епархиях и за границей), публикации постановлений Свящ. Синода, указов и посланий Патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др. В 1971-1994 гг. издание выходило и на англ. языке (The Journal of the Moscow Patriarchate). «Православний вiсник» (Львов, 1948-1962, 1968-1970; К., 1971-1991, 1996 - на укр. яз.) издавался Киевской митрополией и стал аналогом ЖМП для Украины. Журнал сыграл большую роль в становлении укр. языка как богословского. В Латвии была сделана попытка выпуска бюллетеня Рижской епархии «Вести» (Рига, 1948-1950. 4 номера), издание возобновилось уже в 1989 г. под названием «Вестник Рижско-Латвийской епархии».
После возрождения МДА возник вопрос о возобновлении научно-богословского ж. «Богословский вестник». Однако от Совета по делам религий было получено разрешение лишь на издание ежегодного сб. «Богословские труды», начавшего выходить с 1960 г. Задачей издания была публикация научных трудов правосл. авторов по догматическому, апологетическому, сравнительному и нравственному богословию, библеистике, литургике, патрологии, церковной истории, искусству и археологии, церковному праву, философии, много внимания уделялось переводам творений св. отцов. Сборник был единственным научным церковным изданием до 1989 г. С 1967 г. ОВЦС МП выпускал «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений МП» (до 1998 в форме машинописного пресс-релиза для служебного пользования, с 1999 - ежемесячно в полиграфическом варианте). Бюллетень не имел строгой периодичности и размещал информацию о международных церковных контактах, наиболее значимых событиях в РПЦ и др. Поместных и инославных Церквах, а также дайджесты статей, опубликованных в зарубежной церковной периодике, и др.
В условиях отсутствия миссионерских, духовно-просветительных изданий некоторые верующие нелегально готовили Ж. д. в самиздате. Среди них были ж. «Надежда» (М., 1977-1985; за границей выходил до 1994), литературно-философский ж. «Выбор» (М., 1987-1992), катехизаторский и миссионерский ж. «Амвон» (М., 1988-1990), «Бюллетень христианской общественности» (М., 1988-1989), «Слово» (М., 1988-1989), правосл. жен. ж. «Мария - Марфа» (М., 1991), «Царь-колокол» (М., 1990) и др. Эти журналы, как правило, печатались на ротапринте ограниченным тиражом и без строгой периодичности.
В кон. 80-х гг. отношение гос-ва к Церкви принципиально изменилось, что привело к стихийному возрождению Ж. д. В 1990 г. выходило 12 правосл. журналов, а всего за 1990-2007 г. возникло 256 новых изданий журнального типа. Многие из них прекращали существование после выхода неск. номеров или изменяли название, тип и форму издания (напр., «Свет Православия в Казахстане» в 1993-2000 издавался как газета, с 2001 - как журнал), периодичность выхода и т. п. Издателями Ж. д. выступали как офиц. церковные орг-ции (Синодальные отделы МП, епархии, учебные заведения, мон-ри), так и частные общественные объединения и лица. В наст. время число изданий обеих групп примерно одинаково.
В 90-х гг. основными темами большинства Ж. д. были миссионерство, катехизация, пастырское окормление новообращенных, религиозное образование, обновление приходской жизни. К 2000-м гг. выделились основные типы Ж. д.: официальные информационные, научно-богословские, церковно-исторические, просветительско-катехизаторские (в т. ч. молодежные, детские, женские, военные и др.), педагогические, литературно-художественные, общественно-политические, экономические, а также издания по церковному искусству и проч.
С кон. 80-х гг. XX в. возрождалась епархиальная периодика. В 1989 г. стали выходить «Самарские ЕВ» (Куйбышев, 1989-1992), «Минские ЕВ», затем «Благовестник Пермской епархии» (1990-1992), «Вестник Белорусского экзархата» (Минск, 1990-.) и др.
Одними из первых стали возобновляться богословские и церковно-исторические журналы при учебных заведениях: «Вестник Ленинградской духовной академии» (1990; с 1991 «Христианское чтение»), «Богословский вестник» при МДА (1993-.), «Труды Киевской духовной академии» (1997-.), «Православный собеседник» при КазДС (2000-.), «Вера и разум» при Харьковской ДС (2000-.). Возрожденные издания не соответствовали своим дореволюционным предшественникам ни по периодичности (почти все они до сих пор выходят нерегулярно), ни по объему и научному уровню публикуемых материалов. Возникшие после 1990 г. новые богословские учебные заведения и кафедры теологии ун-тов стали издавать свои журналы богословско-академического направления: «Труды Высшей религиозно-философской школы» (СПб., 1992-.), «Духовный мир» (сб. работ учащихся Московских духовных школ) (Серг. П., 1994-1997), «Ученые записки Российского Православного университета св. Иоанна Богослова» (М., 1995-2000), «Страницы» ББИ им. ап. Андрея (М., 1996-.), «Богословский сборник» ПСТБИ (М., 1997-2005; далее «Вестник ПСТГУ»; с 2004 формируется по тематическим сериям: «Богословие, философия», «История, История Русской Православной Церкви», «Филология», «Педагогика, психология», «Музыкальное искусство христианского мира»), «Вестник Русского христианского гуманитарного института» (СПб., 1997-.), «Труды Минской духовной академии» (2002-.), «Труды Нижегородской духовной семинарии» (2003-.), «Богословско-исторический сборник» при Калужской ДС (2003-.), «Ученые записки Тульской духовной семинарии» (2005-.) и др. Появились журналы правосл. средних учебных заведений, напр. «Источниковедение в школе» при правосл. гимназии во имя прп. Сергия Радонежского в Новосибирске (1997-.), «Вестник Тульской православной классической гимназии» (1998-.).
Богословские и церковно-исторические журналы издавались также Синодальными отделами МП и их подразделениями: «Известия Библейских комиссий» (Л., 1990-1991), «Церковь и время» при ОВЦС МП (М., 1991-1992, 1998-.), «Вестник Патриаршей Синодальной библейской комиссии» (М., 2000), «Вестник церковной истории» при ЦНЦ «Православная энциклопедия» (М., 2006-.); епархиями: «София» Новгородской епархии (1997-.), «Богословский сборник Ивановской епархии» (1998-.), «Богословский сборник» Новосибирской епархии (2005-.) и др.; мон-рями: «Троицкое слово» при Троице-Сергиевой лавре (Серг. П., 1990-1995), «Даниловский благовестник» при Даниловом во имя прп. Даниила Столпника московском мон-ре (М., 1991-.); братствами: «Православная община» (М., 1991-2000), «Вышенский паломник» (Рязань, 1996-2001, 2004-.); научными учреждениями РАН: «Православный палестинский сборник» при ППО (М., 1992-.), «Православие и русская народная культура» (М., 1993-.) и «Традиции и современность» (М., 2002-.) при Ин-те этнологии и антропологии РАН, «Христианский Восток: Новая серия» (СПб.; М., 1999-.); общественными организациями: «Христианос» при фонде им. прот. А. Меня (Рига, 1991-.), «Церковно-исторический вестник» при Об-ве любителей церковной истории (М., 1998-.), «Глинские чтения» при об-ве «Наследники Александра Невского» (М., 2004-.). Ж. «Альфа и Омега» при Об-ве для распространения Свящ. Писания в России (М., 1994-.), задуманный как издание строго библейской направленности, расширил тематические рамки и стал публиковать материалы по всем направлениям богословия, церковной истории и духовной жизни.
Если в 90-х гг. в научно-богословских журналах помещались преимущественно перепечатки статей из дореволюционных и эмигрантских изданий, то в 2000-х гг. значительно выросло число новых публикаций. Большое внимание стало уделяться изданию документальных материалов, расширялось число переводов с греч., вост. и др. языков.
Основной объем в репертуаре правосл. периодики занимали Ж. д. религиозно-просветительского, миссионерского, катехизического направления. Их выпускали мн. духовно-учебные заведения («Просветитель» при РПУ (М., 1994-1995), «Встреча» при МДА (Серг. П., 1996-.), «Ступени» при Минской ДС (2000-.), «Семинарский вестник» при Казанской ДС (2001-.), «Вера» при Самарской ДС (2001-.), «Семинария» при Тобольской ДС (2005-.), «Дамаскин» при Нижегородской ДС (2006-.) и др.). Ряд журналов сочетал в себе типы академических и просветительских («Мир Библии» при ББИ (М., 1993-.), «Андреевский вестник» при Одесской ДС (2000-.)). Синодальные отделы МП и их подразделения издавали «Путь Православия» при ОРОК (М., 1993-1996/1997), «Миссионерское обозрение» при Миссионерском отделе Свящ. Синода (Белгород, 1995-.), «Православный паломник» при Паломническом центре ОВЦС (М., 2001-.). В регионах просветительскую функцию частично выполняли епархиальные издания, во мн. городах выпускались и отдельные издания по этой тематике: «Православный христианин» (Калуга, 1991-.), «Вера и жизнь» (Рига, 1995-.), «Воронежская беседа» (Воронеж, 1995-.), «Духовный собеседник» (Самара, 1995-.), «Сеятель» (Н. Новг., 1992-1997). Духовно-просветительские и катехизические журналы также издавались мон-рями: «Крымский Афон» при бахчисарайском в честь Успения Пресв. Богородицы (Бахчисарай, 1996-.), «Встреча» при минском во имя мц. вел. кнг. Елисаветы (пос. Новинки (Белоруссия), 2001-.), «Мгарский колокол» при Мгарском в честь Преображения Господня (Лубны, 2002-.); приходами: «Православный духовный вестник» Саракташского благочиния (Саракташ, 1999-.), «Приходская жизнь» при общине Благовещения Пресв. Богородицы в Бортничах (К., 2002-.), «Симеоновский вестник» (Челябинск, 2002-.) и др.; братствами: «Верую» (блгв. кн. Александра Невского в с. Картмазово Владимирской обл.; 1995-.), «Добродетель» при Марфо-Мариинском сестричестве милосердия (Белгород, 2005-.); общественными организациями: «Православная беседа» (М., 1991-.), «Мир Божий» (М., 1996-.), «Фома» (М., 1996-.), «Благодатный огонь» (прил. к ж. «Москва») (М., 1998-.), «Спасите наши души!» (Днепропетровск, 1998-.), «Нескучный сад» (М., 2001-.), «Светоч» (Пермь, 2004-.), «Русский инок» (М., 2006-.) и мн. др.
Постепенно расширялся репертуар изданий, ориентированных на определенные группы читателей: молодежь, детей, женщин, представителей различных профессий и др. Среди молодежных Ж. д. выделяются «Дорога вместе» (М., 2000-.), «Сретение» при Отделе по делам молодежи Свящ. Синода (М., 2000-.), «Молодежь и Православие» (Воронеж, 2001-.), «Православный просветитель» (Тюмень, 2001-.), «Собрание» (Каз., 2002-.), «Новый ковчег» Белгородской и Старооскольской епархии (Белгород, 2002-.), «Наследник» при Новоспасском московском в честь Преображения Господня мон-ре (М., 2005-.). Особенно велико разнообразие детских Ж. д.: «Пчелка» (М., 1991-.), «С нами Бог» (М., 1993-.), «Духовный родник» (Екатеринбург, 1995-.), «Купель» (М., 1996-.), «Божий мир» (М., 1997-.), «Колокольчик» при Псково-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (Печоры, 1997-.), «Зорька» (М., 1997-.), «Лучик» (с. Семёновка (Марий Эл), 2000-.), «Свет Рождества» (Черновцы, 2000-.), «Незабудка» (Кременчуг, 2001-.), «Отрок» при киевском Ионинском во имя Св. Троицы мон-ре (2001-.), «Православная радуга» (Самара, 2002-.), «Православный сибирячок» (Тюмень, 2003-.), «Светлячок» при Оренбургской епархиальной правосл. гимназии (2003-.), «Купина» (М., 2003-.), «Ангелочек» (Волгоград, 2005-.), «Божья коровка» (СПб., 2006-.), «Солнечный заяц» при Издательском отделе С.-Петербургской епархии (СПб., 2006-.).
Круг Ж. д., ориентированных на профессиональные группы, невелик, но непрерывно возрастает. К числу новых изданий относится, напр., «Филолог» Об-ва правосл. культуры Новосибирского гос. университета (2001-.). Отдельную группу составляют журналы, посвященные проблемам правосл. образования, педагогики, воспитания: «Информационный вестник» при ОРОК МП (М., 1996-2001; далее «Православное образование»), «Глагол» (Печоры, 1999-.), «Вестник церковной педагогики» (Волгоград, 2001-.), «Детский дом» (М., 2001-.), «Духовно-нравственное воспитание» (прил. к ж. «Воспитание школьника») (М., 2001-.), «Воскресная школа: открытый урок» (М., 2004-.), «Зерно горчичное» (СПб., 2006-.) и ряд др. Военным адресованы издания «Вера и мужество» (М., 1993-1996; далее «Отечество и вера»), «Вестник военного и морского духовенства» при Синодальном отделе МП по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (М., 2004-.). Вопросам экономики церковной жизни посвящены «Вестник православных товаропроизводителей» (М., 2001-.), «Приход: Православный экономический вестник» (М., 2001-.). Популярны периодические издания, посвященные церковному изобразительному искусству и музыке: «Храм» (М., 1991), «Златоуст» при Товариществе рус. художников (М., 1992-1993), «Хоругвь» (М., 1993-.), «Школа знаменного пения» (М., 1999-2000), «Русская икона» (М., 2001-.), «Светильник» (М., 2001-.), «Убрус: Церковное шитье» (СПб., 2003-.), «Регентское дело» (Севастополь, 2004-.) и др.
В регионах России выходят Ж. д. на национальных языках, напр. «Вестник Барнаульского духовного училища» (2003-.) на алтайском языке, «Мироносец лудыш» (Йошкар-Ола, 1997-.) на марийском языке. На Украине широко представлены Ж. д. на укр. языке: «Благовiст» (Кiровоград, 1997-.), «Дух i лiтера» (К., 1997-.), «Лествица» (Львiв, 1999-.), «Вiсник православноï педагогiки» (К., 1999-.), «Джерела» (Луцьк, 2000-.), «Божа нивка» (Львiв, 2001-.), «Вертоград» (К., 2001-.), издание для военных «Вiра i честь» (К., 2001-.), «Вiсник прес-служби УПЦ» (К., 2001-.); в Белоруссии - на белорус. языке: «Праваслаўе у Беларусi i у сьвеце» (Мiнск, 1993-1995; в 1996-1998 «Праваслаўе»), «Ортапрэс» (Мiнск, 1995-1998).
Неск. рус. Ж. д. издавались в XIX - нач. ХХ в. за границей: «Американский православный вестник» (Н.-Й., 1896-1918, 1922-1929; в 1930, 1936-1973 «Русско-американский православный вестник»), «Известия Братства Православной Церкви в Китае» (Харбин; Пекин, 1904-1907), «Китайский благовестник» (Пекин, 1907-1919, 1922-1939, 1946-1951), «Православная Урмия» (Джульфа, 1905-1906, 1911-1914), «Ревнитель Православия» (Н.-Й., 1913-1918), «Церковная правда» (Берлин, 1913-1914) и др. Большинство из них не выпускались после 1918 г. В епархиях Русской Церкви, оказавшихся за границей после 1918 г., были возобновлены или созданы вновь несколько офиц. и церковно-общественных журналов: «Литовские епархиальные ведомости» (Каунас, 1923-1924; в 1924-1940 гг. «Голос Литовской Церкви»), «Вера и жизнь» (Рига, 1923-1940), «Воскресное чтение» (Варшава, 1924-1939), «Вестник Братства православных богословов в Польше» (Варшава, 1934-1938), «Утренняя заря» (Сортавала, 1926-1941; в наст. время издается только на фин. языке под названием «Aamun Koitto»).
С 20-х гг. XX в. в других странах, ставших центрами эмиграции из России, возникло множество новых Ж. д. Значительный географический разброс русских общин и церковные юрисдикционные разделения помешали созданию единой системы рус. периодики за рубежом.
РПЦЗ издавала центральные официальные журналы «Церковные ведомости» (Сремски-Карловци, 1922-1930) и «Церковная жизнь» (1933-1944 в Югославии, 1947-1950 в Мюнхене, далее в США), в к-рых публиковались послания Соборов и Синода РПЦЗ и др. документы; епархиальные: «Святая Земля» при Русской духовной миссии в Иерусалиме (Иерусалим, 1934-1940), «Сим победиши» Бразильской епархии (Сан-Паулу, 1955-1967), «Церковное слово» Австралийско-Новозеландской епархии (Кройдон, 1955-.), «Церковный голос» Западноевропейской епархии (Версаль, 1955-1957), «Вестник Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви» (Женева, 1974-1991; с 1978 г. «Вестник Западноевропейской епархии Русской Церкви за рубежом»), «Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей» (Мюнхен, 1986-.), «Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий» (Н.-Й.; Монреаль, 1987-1993). Духовно-просветительные журналы издавались монастырями и приходами РПЦЗ: «Православная Русь» при джорданвиллском во имя Св. Троицы мон-ре (Ладомирова, 1928-1940 (в 1928-1934 выходил как газ. «Православная Карпатская Русь»); Джорд., 1949-.), «Хлеб небесный» при харбинском в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ре (Харбин, 1926-1946), «Путь Христов» (Харбин, 1929), «Православная жизнь» (прил. к ж. «Православная Русь») (Джорд., 1950-.), молодежный ж. «Православный благовестник» (Сан-Франциско, 1962-1969), детский ж. «Детство во Христе» (прил. к ж. «Православная Русь») (Ладомирова, 1935-1940; с 1939 «Детство и юность во Христе»), возобновилось издание ж. «Русский паломник» (Чико (США); М., 1990-.). Выпускались также богословские, пастырские и миссионерские Ж. д.: «На страже Православия» (Лондон, 1939), «Православный путь» (богословско-философский ежегодник, прил. к ж. «Православная Русь») (Джорд., 1951-.), «Православное обозрение» (Монреаль, 1960-1986), «Русский пастырь» при Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии (Сан-Франциско, 1988-2003).
Приходы, находившиеся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) (впосл. К-польского Патриархата), издавали офиц. ж. «Церковный вестник Западноевропейской епархии» (П., 1927-1940, 1946-1959; с 1947 «Церковный вестник Западноевропейского православного Русского экзархата»), богословский ж. «Православная мысль» Православного Богословского института прп. Сергия Радонежского (П., 1928-1957, 1971), духовно-просветительные «Сергиевские листки» (Мёдон, 1928-1939), «Духовные беседы» (Мёдон, 1944-1947), «Христианская жизнь» (Льеж, 1946-1957), «Вечное» (Аньер, 1948-1992).
Приходы Московской Патриархии за рубежом выпускали ж. «Православие» (П., 1933), а затем «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата» (П., 1947-1989), к-рый сочетал функции официального и научно-богословского. В образованных после Второй мировой войны зарубежных епархиях МП издавались также епархиальные журналы, вначале на рус., а позже на местных национальных языках: «Голос Православия» Германской епархии (Берлин, 1952-1954; с 1961 «Stimme der Orthodoxie»), «Голос православия» Чешской епархии (Прага, 1950-1955; далее «Hlas Pravoslavi» - орган Правосл. Церкви в Чехословакии) и др.
Существовали также издания без четкой юрисдикционной принадлежности, их основной задачей было поддержание культурных и религ. контактов в рус. зарубежье. Среди них выделялись «Духовный мир студенчества» (Прага, 1923-1925), «Вестник Русского христианского движения», первоначально орган Русского студенческого христианского движения (П., 1925-1939, 1945-.), искусствоведческий ж. «Наследие» (Саутбери (США), 1968-1969). В религиозно-философских изданиях «София» (Берлин, 1923) и «Путь» (П., 1925-1940), выходивших под ред. Н. А. Бердяева, «Новый град» (П., 1931-1939) и др. авторы обсуждали текущие события на Западе и в СССР, пытались осмыслить причины российской катастрофы, найти место правосл. ценностей в совр. мире. Особое место занимали журналы, к-рые готовились в «религиозном подполье» в СССР, но окончательно оформлялись за рубежом, напр. «Беседа» (П., 1983-1991).