в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения. Каждый из Ж. л. наполнен символическим смыслом и в ряде случаев служит выражением догматического учения Церкви. Нек-рые из них представляют собой наследие богослужебных обычаев эпохи ВЗ и Второго храма, др. сформировались в рамках христ. традиции либо как подражание тем жестам, к-рые, согласно Евангелию, совершал Спаситель, либо как заимствование из рим. имперской обрядности. Часть новозаветных Ж. л. появилась в результате наделения действий, первоначально имевших сугубо практическое значение, литургическими значением и символизмом.
К наиболее значимым Ж. л. относятся: возложение рук (напр., в таинстве Священства); воздеяние рук во время молитвы (обеих (поза Оранты) или одной, напр., при поднятии ораря диаконом во время ектений) или при благословении (см. также статьи Аароново благословение, Вознесение Господне); крестное знамение (см. статьи Двоеперстие и Троеперстие); осенение знаком Креста (в т. ч. с именословным перстосложением); поклоны (поясные, земные); коленопреклонение для молитвы; молитвенное простирание ниц; молитвенное стояние; главопреклонение (см. также ст. Главопреклонная молитва); целование святых икон, мощей, престола; лобзание мира; умовение рук; в таинстве Евхаристии - поднятие Св. Даров (лат. elevatio) и преломление Св. Хлеба. Известны и иные Ж. л.- дуновение (напр., в чинах оглашения и Крещения), перстоуказание (засвидетельствован в ряде ранних редакций визант. чина проскомидии) и проч.
Ряд Ж. л. характерен только для отдельных литургических традиций. Так, в католич. богослужении используются такие Ж. л., как биение себя в грудь, соединение прямых ладоней при молитве с коленопреклонением (жест вассалитета) и др. Для визант. традиции характерно, напр., крестообразное складывание рук на груди верными при Причащении (жест, вероятно, происходит из более раннего обычая складывать ладони вытянутых рук одна в другую для принятия Тела Христова - см. Трул. 101) и др. В эфиоп. традиции известны литургические танцы.
В широком смысле к Ж. л. могут быть отнесены такие священнодействия, как различные помазания (освященным елеем или св. миром), каждение, вынесение светильника, зажжение свечи и проч.