[санскр. ; пали ; кит. ch'an; япон. zen - созерцание, видение умом, интуитивное видение], понятие инд. духовных практик, обозначающее особую сосредоточенность (самадхи) сознания на объекте созерцания. На европ. языки Д. переводится как медитация, трансмедитация или транс. В буддизме Д. ассоциируется с древней практикой 8 последовательных стадий или способов созерцания, приближающих к освобождению (мокша) от страданий и круга рождений. Первые 4 - способы созерцания миров космической сферы форм и цветов (рупа дхату). Посредством 1-й Д. достигается непривязанность к чувствам и желаниям, посредством 2-й Д.- к рассудочным моделям мышления, посредством 3-й Д. обретаются уравновешенность и внимательность, 4-й - состояние, в котором сознание уже неподвластно испытанию удовольствием (сукха) и страданием (духкха). Следующие 4 Д.- способы созерцания миров сферы вне форм и цветов (арупа-дхату), а именно бесконечного пространства, бесконечного сознания, абсолютного Ничто (осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет) и неба, к-рое не воспринимается ни присутствием сознания, ни его отсутствием. В Тхераваде для анагаминов и архатов добавлялась практика 9-й Д.- медитативного погружения в состояние полного прекращения (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц. С овладением этими способами созерцания приходит обладание 5 и более «чудесными способностями» (абхиджня): ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей и т. д. Одновременно практика Д. развивает 2 взаимодополняющие стороны буддийского искусства медитировать (бхавана) - випашьяну (проникновенное видение) и шаматху (невозмутимый покой) или, в иной интерпретации, праджню (проникновенную мудрость) и самадхи (сосредоточение).
В буддизме Махаяны практики созерцания разрабатывались в учении о Д.-парамите (совершенствовании созерцанием) - составной части отдела Закона о парамитах. Махаянские сутры советовали заниматься Д.-парамитой только монахам-бодхисаттвам (но не мирянам), к-рые должны странствовать или жить уединенно, укрепляясь в медитации 4 совершенных состояний: любви, сострадания, радости и невозмутимости. В махаяне также считается, что каждым из 9 описанных выше способов созерцания бодхисаттва должен заниматься неск. лет и, следов., пребывать годы в достигнутом медитативном погружении.
Кроме того, термин «Д.» в форме транслитераций «чань» и «дзен» вошел в название кит., япон., корейских и вьет. школ чань-буддизма, ведущих свое начало от инд. миссионера в Китае Бодхидхармы (VI в.).