Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
33, С. 364-369 опубликовано: 6 июня 2018г.


КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко).

XIX в.- 1942 г.

Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры / Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148).

Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г.
Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г.

Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г.
Основатель К. И. м. прп. Иона в записках упоминал, что «потрудиться в созидании и устроении святая обители мужеского общежительного монастыря» и что благословил его прп. Серафим Саровский. В 40-х гг. XIX в., во время пребывания в Белобережской пуст., мон. Иона трижды сподоблялся видения Богородицы, повелевавшей ему идти «во град Киев» для основания мон-ря, место к-рого на берегу Днепра будет указано огненным столпом (Сказания. 2005. С. 77). Вскоре он отправился в Киев и с 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в разных обителях, в т. ч. с 1860 г.- в киевском Выдубицком во имя арх. Михаила мон-ре, где стал известен как старец. Иером. Иона часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Троицкого мон-ря. Здесь ему трижды являлась Богородица, обещавшая помощь в обустройстве новой обители.

Звонница. XX в. Фотография. 2013 г.
Звонница. XX в. Фотография. 2013 г.

Звонница. XX в. Фотография. 2013 г.
Вскоре иером. Иона переселился в сад на Зверинецком холме, к нему присоединился мон. Иларион. Образовалась небольшая монашеская община, в документах именовавшаяся «частным скитом иеромонаха Ионы». Старец выкупил 2 усадьбы: «у Марии Романовны (Шушовой) и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 р., а вторая - за 115 р.» (Там же. С. 141). Сначала подвижники жили в небольших куренях из хвороста, затем построили временные деревянные кельи. С 1864 г. по благословению митр. Киевского Арсения (Москвина) на средства кнг. Е. А. Васильчиковой (вдовы киевского ген.-губернатора кн. И. И. Васильчикова) на Зверинецком холме стали возводить деревянные монастырские постройки.

В 1864 г., вероятно по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), кнг. Васильчикова обратилась в Синод с прошением учредить К. И. м. и разрешить ей передать обители дом, находившийся на территории одной из приобретенных усадеб, а также 10 тыс. р. серебром и др. вклады. 19 янв. 1865 г. Синод благословил устроить домовую ц. во имя Св. Троицы и определил «наблюдение за церковью и отправление в ней богослужения поручить духовному отцу… иеромонаху Ионе с представлением для большего ему надзора за церковью… перейти на жительство в дом княгини, а для чтения и пения пригласить по своему усмотрению послушников из Выдубицкого монастыря». В 1865 г. в К. И. м. был выстроен деревянный 2-этажный дом с небольшой домовой ц. во имя Св. Троицы (освящена выдубицким архим. Вениамином (Базилевичем) с 4 иеромонахами и иеродиаконами 4 мая 1865). Иконостас, престол и жертвенник были выполнены в С.-Петербурге из красного кипариса, иконы - в Туле худож. В. В. Чумаковым.

Трапезная. Нач. XX в. Фотография. 2013 г.
Трапезная. Нач. XX в. Фотография. 2013 г.

Трапезная. Нач. XX в. Фотография. 2013 г.
Указом имп. Александра II от 5-6 апр. 1866 г. К. И. м. был официально учрежден, а 18 апр. того же года иером. Иона определен строителем К. И. м., а также странноприимного дома, больницы и школы-приюта для мальчиков-сирот; в авг. 1872 г. он был возведен в сан игумена.

В уставе К. И. м., составленном под рук. игум. Ионы, было прописано участие братии в содержании странноприимного дома, больницы, а также «приюта для сирот и полусирот» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 761. Д. 181). Поэтому сначала были построены здания приюта, школы и больницы, а затем - кельи для братии. Зверинецкий холм находился на территории Киевской крепости, созданной еще в 1812 г., и все вопросы строительства согласовывались с военным ведомством, а нек-рые строительные проекты требовали разрешения императора. Трудности при основании обители были связаны также с судебным процессом, к-рый в 1867-1868 гг. К. И. м. вел с Выдубицкой обителью за спорный земельный участок чиновницы Андреевой (Там же. Ф. 130. Оп. 1. Д. 1055).

Игум. Иона (Мирошниченко) стал известен среди киевлян, и многие искали у него совета и наставления. Благодаря кнг. Васильчиковой и др. благодетелям обитель расширялась. В 1869 г. казак Л. К. Кальницкий подарил К. И. м. усадьбу близ Выдубицкого мон-ря (Там же. Ф. 486. Оп. 5. Д. 532. Л. 8 об.). Устав К. И. м. не позволял братии покупать земельные наделы, монастырские имения состояли из подаренных в Киеве и за его пределами 15 земельных участков. Наибольший вклад в расширение мон-ря внесла кнг. Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце в сер. 60-х гг. XIX в. она отдала в пользование К. И. м. свое киевское имение - хутор Васильчики на р. Сырец.

Был заложен каменный Свято-Троицкий собор, проект к-рого 3 апр. 1868 г. был представлен на утверждение Киевскому митр. Филарету (Амфитеатрову) и киевскому коменданту. До нач. 70-х гг. богослужения совершались в деревянной Троицкой ц. 28 нояб. 1871 г. митр. Киевский Арсений (Москвин) освятил в новом каменном соборе правый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ; он хранился в келье старца, а впосл. был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед иконой «Троеручица» совершилось множество чудес. 23 июля 1872 г. в соборе был освящен главный престол во имя Св. Троицы. В 1897-1900 гг. при расширении храма по проекту архит. В. Н. Николаева пристроен и 13 окт. 1900 г. митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) освящен придел во имя Всех святых.

В 1896 г. в К. И. м. была возведена временная деревянная колокольня. В мае того же года из Москвы был привезен отлитый на заводе А. Д. Самгина колокол весом 1150 пудов (в то время самый большой в Киеве) и неск. мелких - по 57 пудов. В 80-90-х гг. XIX в. в К. И. м. были сооружены трапезная, игуменский, больничный и просфорный корпуса, устроены хлебопекарня, просфорня, свечная, иконописная, переплетная, столярная мастерские. Дети из школы-приюта помимо изучения общеобразовательных предметов могли обучаться ремеслам - столярному, сапожному, кузнечному и др. В 1878 г. в школе числилось 28 учеников, в 1904-1905 гг.- 61 ученик.

Последними крупными строительными начинаниями игум. Ионы стали сооружение 4-этажного корпуса на 87 келий (строительство обошлось в 100 тыс. р. и велось на средства благотворителей) и оформление разрешения властей на возведение колокольни. Монастырская усадьба «находилась в черте эспланады Киевской крепости, почему всякий раз при возведении каменных построек необходимо было испрашивать Высочайшее соизволение»; когда подавали на утверждение проект келейного корпуса, «дабы не утруждать два раза священную особу государя», главное инженерное управление потребовало предоставления и проекта колокольни, к-рый срочно подготовил Николаев (Там же. Ф. 127. Оп. 781. Д. 20). Разрешение было получено в 1901 г., но начало строительства откладывалось: колокольня должна была стать самой высокой в России, выше лаврской. Высота колокольни предполагалась 110 м, высота каменной кладки - 75, диаметр в основании - 30, толщина стен 1-го яруса - 9 м. На каждом из 4 ярусов решено было устроить круглый зал диаметром 11 м и высотой 17 м, для подъема колоколов в перекрытиях оставляли круглые отверстия диаметром 4,5 м, на 1-м ярусе запланировали устроить двое ворот, а для подъема на колокольню спроектировали не лестницу, а винтовую дорожку длиной 370 м и шириной 1 м. 27 июля 1903 г. состоялась торжественная закладка колокольни, но к 1917 г. возвели только 1-й ярус.

Игум. Иона отличался странноприимством и заботой о нищих. Ежедневно в К. И. м. ок. 400 паломников могли получить 2-разовое горячее питание и ночлег в 3 гостиницах. В обители для богомольцев имелось 19 деревянных помещений и летняя столовая с кухней. Школа-приют для мальчиков-сирот и больница со странноприимным домом содержались исключительно на монастырские средства, без дотаций из казны. Всего на плане 1900 г. обозначено 125 строений. В нач. XX в. монастырские постройки занимали 10 дес., а огород, сад и виноградник - более 2 дес. (Там же. Ф. 922. Оп. 1. Д. 18). Игум. Иона разрешал сажать в К. И. м. только плодовые сады, причем «деревья, не приносившие плодов, он вырубал собственноручно». В 1917 г. в мон-ре было 45 жилых помещений: 39 занимали насельники, 5 корпусов отводилось для странников и богомольцев, в 1 корпусе располагалась больница. За оградой находилось 5 жилых помещений, в 2 из них размещались школа-приют для мальчиков, в остальных проживали монастырские рабочие. Кроме того, в мон-ре были устроены мастерские: живописная, переплетная, столярно-плотницкая, бондарная, сапожная, портняжная, кузнечно-слесарная; отдельное здание было построено для башенных часов.

17 янв. 1886 г. указом Синода игум. Иона был возведен в сан архимандрита и назначен одновременно настоятелем возрождавшегося Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря. К. И. м. был приписан к Межигорской обители, которая в 1894 г. была преобразована в женскую (с отделением от нее К. И. м. со всеми угодьями и капиталами), и передан в ведение киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря; по настоянию архим. Ионы К. И. м. стал самостоятельным. Но в дек. 1899 г. в связи с преклонным возрастом преподобный был освобожден от управления обителью и поселился в деревянном домике (построен в 1884; снесен в 50-х гг. XX в.). 15 дек. 1901 г. он соборовался и до самой кончины ничего не ел, ежедневно причащался и пил св. воду. Сразу после кончины преподобного настоятель Выдубицкого мон-ря архим. Евлогий отслужил панихиду по старцу. 1 янв. гроб с телом почившего был перенесен в храм Св. Троицы. 12 янв. 1902 г. пребывавший на покое еп. Сильвестр (Малеванский) и ок. 60 клириков в присутствии ок. 30 тыс. паломников совершили отпевание основателя мон-ря. Затем гроб с телом старца трижды обнесли вокруг храма. Он был погребен в склепе под Свято-Троицким собором. В 1899-1902 гг. К. И. м. возглавлял игум. Евгений, в 1902-1911 гг.- архим. Мелхиседек (Стеценко), при к-ром в 1902-1909 гг. производился капитальный ремонт Троицкого храма. В 1911 г. новым настоятелем был назначен иером. (впосл. архимандрит) Иувеналий (Онокало).

В 1869 г. в К. И. м. проживало 27 насельников, в т. ч. иеросхимонах и 4 иеромонаха, в 1901 г.- 470 насельников, в 1905 г.- 523 (обитель среди киевских мон-рей занимала 2-е место по числу братии после Киево-Печерской лавры), в 1908 г.- 602, в 1913 г.- 559 насельников, в т. ч. 54 иеромонаха, 27 иеродиаконов, 124 монаха и 354 послушника. К. И. м. являлся единственной муж. общежительной обителью в Киеве. Прп. Иона не позволял принимать братию из др. мон-рей, в К. И. м. поступали только миряне. Ок. 10 пострижеников К. И. м. стали настоятелями др. обителей. Так, настоятелем оренбургского Макариевского Успенского мон-ря был о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя прп. Онуфрия Великого мон-ря - о. Евгений (Загородний), строителем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Насельники К. И. м. назначались настоятелями оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.

В 1917 г. в обители возникли конфликты. Так, 18 авг. 1917 г. часть насельников подала жалобу в Департамент вероисповеданий при Центральной раде на злоупотребления архим. Иувеналия и его помощников, однако ответа не последовало (Ульяновський В. I. Церква в Украïнськiй державi 1917-1920 рр. К., 1997. С. 75).

6 июня 1918 г., когда Киевом управлял гетман П. П. Скоропадский, рядом с К. И. м. взорвались Зверинецкие артиллерийские склады. Возможно, взрывы организовали сторонники большевиков, чтобы дестабилизировать ситуацию в городе. В результате взрывов погибли 12 насельников, по одним данным - на территории К. И. м., по другим - в приписном Зверинецком скиту, находившемся ближе к складам. Из-за взрывов и пожаров были разрушены монастырские здания, часть 1-го яруса строившейся колокольни, полностью уцелел лишь каменный келейный корпус (1895). 27 сент. 1918 г. архим. Иувеналий писал в рапорте Киевскому епархиальному совету, что сгорела также монастырская канцелярия с архивом и документами (ЦГИАК. Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241. Л. 1). Полуразрушенный Троицкий храм впосл. был восстановлен, но колокольня разобрана. Руины строений, примыкавших к обители, были снесены, а местность в июле-авг. 1918 г. очищена под котлованы и фундаменты для новых зданий. Большевики, захватившие Киев, планировали построить на Зверинце правительственный центр, что поставило под угрозу существование обители. Но планы строительства были отменены, чему способствовали и 2 обвала земли в этих местах, обозначившие наличие пещерных галерей на всем пространстве Зверинца.

В 1924-1926 гг. в братии К. И. м. состоял иером. св. Иоасаф (Жевахов), хиротонисанный в 1926 г. во епископа Дмитровского, викария Курской епархии. В 1928 г. настоятель архим. Иувеналий был арестован. Воспользовавшись арестом, 29 авг. 1928 г. президиум Киевского горсовета постановил упразднить К. И. м. и выселить братию из обители. Но реализация данного решения затянулась, а братия зарегистрировалась как рабочая артель «Труд», главой к-рой был избран архим. Иов (Пругло). На 1 янв. 1929 г. в артели, по офиц. данным, числился 51 насельник, в действительности же при обители проживало 214 чел. (вероятно, учитывая также братию приписных скитов). Неск. человек жили в старом келейном корпусе, мн. монахи - на квартирах, в подвалах и сараях, но все собирались на богослужения в Троицком храме, к-рый к 1934 г. стал приходским. В оставшихся келейных корпусах размещались детская исправительная колония, фабричное общежитие, склады и мастерские.

16 июля 1931 г. Наркомат просвещения Украинской ССР отправил в Киевский горсовет письмо с перечнем «культовых зданий», не имевших исторической ценности и предназначенных к сносу, среди них - монастырская каменная ограда нач. XX в. (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 3151. Л. 4-5). 25 июля 1933 г. решением президиума Киевского горсовета келейный корпус с хозяйственными постройками был передан в ведение трудовой школы. В том же году были арестованы архим. Иов, иеросхим. Алексий (Щур) и десятки монахов. 15 февр. 1934 г. решением президиума Киевского горсовета был закрыт Троицкий храм. При закрытии церкви был арестован иером. Паисий, один из последних насельников, нелегально служивший и проповедовавший на территории обители (ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 30355; Ф. прекращенных дел. Кор. 151. Л. 11). До сер. 30-х гг. были репрессированы последние насельники: монахи Архип (Мельников), Гедеон (Матвейченко), Иеремия (Рощак), Михаил (Тарасенко), Арсений (Дудник) и Тихон (Алексиенко). Небольшая часть монашествующих, опасаясь репрессий, перешла за 100-километровую запретную для проживания «антисоветского элемента» зону, в пос. Малин (ныне город Житомирской обл.). Здесь под началом иером. Геронтия (Носенко) иноки организовали общину, члены к-рой в 1937 г. были репрессированы. Один из клириков обители, иером. Полихроний (в схиме Прохор) (Дубровский), после освобождения из-под ареста в 1935-1937 гг. служил настоятелем церкви в мест. Носовка (ныне город Черниговской обл.), затем был вновь репрессирован, а после 1941 г. служил в Киево-Печерской лавре.

1942-1991 гг.

Рака с мощами прп. Ионы Киевского. Фотография. 2013 г.
Рака с мощами прп. Ионы Киевского. Фотография. 2013 г.

Рака с мощами прп. Ионы Киевского. Фотография. 2013 г.
В 1942 г. монастырская община в К. И. м. была восстановлена. Братию возглавил архим. Иадор (Лось), благочинным стал иером. Галактион (Репник). Одновременно в 1942-1944 гг. действовал и Знаменский жен. скит на Караваевых Дачах. В 1944 г. в К. И. м. был 31 насельник (29 монахов и 2 послушника).

Крест, установленный в 1996 г. на месте явлений прп. Ионе Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г.
Крест, установленный в 1996 г. на месте явлений прп. Ионе Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г.

Крест, установленный в 1996 г. на месте явлений прп. Ионе Пресв. Богородицы. Фотография. 2013 г.

12 мая 1944 г. постановлением СНК УССР предписывалось К. И. м. закрыть и его территорию передать для устроения ботанического сада при Ин-те ботаники АН УССР (организован в 1935 на бывших монастырских землях). Архим. Иадор стремился обжаловать данное решение властей и затягивал освобождение братией монастырских помещений. Так, в отчете благочинному мон-рей Киева архим. Еразму (Прокопенко) от 18 мая 1944 г. он писал, что ботанический сад уже получил причитавшиеся ему территории. По его словам, в распоряжении К. И. м. имелись храм, 8 домов с 30 кельями, огород и сад площадью 23 га, к-рый к маю был возвращен Ин-ту ботаники. «Нам выделили около половины десятины пахотной земли, так и ту землю ботаники отдали своим рабочим»,- сообщал архим. Иадор (ЦДАГОУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 230). В авг. 1944 г. благочинный иером. Галактион и иером. Димитриан (Васянович; Ɨ 1970) подали на имя председателя СНК УССР Н. С. Хрущёва заявление об оставлении в их распоряжении монастырских зданий (Там же. Л. 113). Ожидая положительного ответа, монахи отказывались покидать территорию обители. В 1944 г. уполномоченный по делам РПЦ при СНК УССР П. С. Ходченко рекомендовал властям адм. выселение братии (Там же. Л. 114). Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую лавру, а нек-рым из них пришлось скрываться за территорией мон-ря. После закрытия обители иером. Димитриан (Васянович) работал дворником в ботаническом саду, организованном на месте мон-ря; он проживал в ветхой часовой башне, в к-рой по ночам тайно служил литургии.

В Троицком соборе размещались лаборатории, а затем склад и свалка Центрального республиканского ботанического сада, образованного в 1944 г. в новых пределах за счет расширения границ прежнего сада Ин-та ботаники АН УССР. В сер. 60-х гг. Троицкий храм было решено перестроить под музей ботаники. В 80-х гг. «Укрреставрация» восстановила старинные росписи в храме и частично отремонтировала здание церкви, находившееся в аварийном состоянии.

В окт. 1966 г. кощунственно был вскрыт склеп, в к-ром покоились мощи прп. Ионы. Монахи Печерской лавры, проживавшие в миру и регулярно читавшие акафист у могилы преподобного, нашли в кустах часть его мощей (руку). Во избежание новых надругательств над телом старца схиархим. Прохор (Дубровский) при содействии печерского иеродиак. Игоря перезахоронил мощи святого на Зверинецком кладбище в одной могиле с еп. Калужским Виталием (Иосифовым).

Приписные скиты и подворья

Согласно архивным документам, владения К. И. м. включали 6 имений-экономий, каждое из к-рых преобразовывалось в полноценное подворье с храмом.

По благословению прп. Ионы на хуторе Васильчики на р. Сырец, завещанном кнг. Васильчиковой, был построен деревянный Знаменский храм и открыт жен. скит, в котором подвизались духовные чада старца. Впоследствии скит был преобразован в мужской. По проекту Е. Ф. Ермакова вместо деревянной церкви был возведен и в сент. 1913 г. освящен каменный Знаменский храм. В память о щедрой благотворительнице скит именовался Васильчиковой или Дальней дачей. В янв. 1930 г. скит был закрыт, а территория передана Ветеринарно-зоотехническому ин-ту. Знаменский храм, продолжавший действовать в статусе приходского, был закрыт в 1933 г., разрушен в 1936 г. В сер. 30-х гг. XX в. на месте скита и хутора были построены 2 правительственные дачи (в 2013 эта территория находится в черте Шевченковского р-на г. Киева). В вост. части парка, на месте хутора Васильчики, сохранились подземные погреба, ранее принадлежавшие скиту. Не позднее 1913 г. насельники К. И. м. устроили также скит «Ближняя дача» с храмом в честь иконы Божией Матери «Знамение», расположенный на Шулявке на Брест-Литовском шоссе. В нач. 30-х гг. XX в. передан военному ведомству, в 1941-1945 гг. разрушен.

К 1867 г. кнг. Васильчикова пожертвовала К. И. м. участок (ок. 60 га леса, прудов и сенокоса) близ с. Гусинцы (Гусиное) Переяславского у. Полтавской губ. Ок. 1880 г. рядом с селом, у берегов Днепра, был учрежден муж. скит в честь Преображения Господня с больницей, маслобойней и паровой мельницей. Так обитель окончательно закрепила за собой землю между селами Гусинцы и Кальное, за к-рую до 1880 г. продолжался судебный процесс с казаками с. Старого Переяславского у. (ЦГИАК. Ф. 1072. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-144). Сначала богослужения для братии скита совершались в приходском Преображенском храме (1822) с. Гусинцы. В 1876 г. на средства скита был возведен Иоанно-Богословский храм в с. Кальном. Новый каменный скитский храм Преображения Господня (1913) был построен на средства Алексия Руденко, крестьянина-землевладельца Таврической губ., Преображенская ц. в Гусинцах вновь стала приходской.

29 окт. 1919 г. Преображенский скит в Гусинцах был разорен вооруженными грабителями из банды Н. И. Махно, при этом были убиты иеромонахи Парфений (Заводный) и Илиодор (Кочубей), иеродиак. Протасий (Ободовский) и мон. Дамаскин (Потапов), которые в резолюции еп. Чигиринского Никодима (Кроткова) названы «мучениками за веру» (ГА Киевской обл. Ф. 4752. Оп. 6. Д. 247. Л. 3). На рубеже 1919 и 1920 гг. в связи с продолжавшимися нападениями банд скит окончательно был разорен, в 20-х гг. XX в. постройки уничтожены, каменный келейный корпус разобран на кирпичи; скитский Преображенский храм в 60-х гг. начал разрушаться. В 1978 г. в связи со строительством Каневского водохранилища территория скита попала в зону затопления. Преображенская ц. и колокольня оказались на отмели среди воды и до нач. 10-х гг. XXI в. оставались полуразрушенными. В 2010-2012 гг. скитские постройки отреставрировали, в Преображенском храме возобновились богослужения. С осени 2012 г. при церкви создается хозяйственное подворье Киево-Печерской лавры.

Муж. скит в честь Покрова Пресв. Богородицы был заложен на хуторах близ совр. с. В. Жужмановка Козельщинского р-на Полтавской обл. Эти земли, общая площадь к-рых составила 204 дес. 408 кв. саж., в 1894 г. пожертвовал обители Д. К. Шатохин. 25 окт. 1895 г. схиархим. Иона благословил место для строительства Покровского скита. Храм был возведен на средства Шатохина, принявшего перед смертью постриг и похороненного под церковью. В 1927-1930 гг. последним настоятелем скита, закрытого в 1930 г., был иером. (впосл. схиигумен) Адриан (Антонов). В 1935 г. скитская церковь и др. здания были разрушены. В 2013 г. рассматривается вопрос о строительстве на месте руин скита Козельщинского жен. мон-ря.

К 1913 г. в с. Пилипчичи Переяславского у. (ныне Пилипче Барышевского р-на Киевской обл.) был небольшой жен. скит в честь Покрова Пресв. Богородицы, к-рому принадлежало 40 дес. 143 кв. саж. земли.

В 10-х гг. XX в. близ с. Тальянки Уманского у. (ныне Черкасской обл.) существовал т. н. монастырский хутор со скитом и с домовой ц. свт. Николая Чудотворца (не позднее 1913). В его ведении находилось 949 дес. земли, пруд с водяной мельницей, кирпичный завод. В 11 постройках проживали братия и сезонные рабочие. 29 авг. 1919 г. к монастырскому хутору прибыла группа солдат, назвавшаяся деникинским передовым отрядом, но, как выяснилось впосл., это была банда под рук. Махно. В тот же день рядом с с. Тальянки отряд устроил главную ставку, в которую вывез из скита все сено и зерно. 4 сент., перед отступлением, бандиты подожгли скит и убили 6 насельников: иеромонахов Анатолия (Опарина), Иринея (Марченко), Христофора (Наседкина), монахов Павла (Мацимоха-Коваля), Елисея (Федоренко), послушника Адама Максимюка (ГА Киевской обл. Ф. 4752. Оп. 6. Д. 247. Л. 2).

В 1942-1944 гг. на территории ботанического сада К. И. м. принадлежал скит в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятельницей к-рого являлась мон. Мамелфа (Енакоева). В 1944 г., перед закрытием, в скиту проживало 39 монахинь и послушниц, многие из них исполняли послушание «садовниц» в ботаническом саду (ЦДАГОУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 158-159).

Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 752. Д. 729; Оп. 761. Д. 181; Оп. 781. Д. 20; Ф. 922. Оп. 1. Д. 18, 41; ЦДАВО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2706; Ф. Р-5. Оп. 3. Д. 1065; Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1; Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241.
Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по Духовному ведомству: (1769-1869). СПб., 1869. С. 178; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896; Строитель Киево-Свято-Троицкого общежительного мон-ря в Бозе почивший о. архим. Иона (в схиме Петр). Од., 1902; Ковалинський В. Св.-Троïцький мон-р: [Iсторiя мон-ря] // Андрiïвський узвiз. К., 1992. № 8. С. 7; он же (Ковалинский В.). Меценаты Киева. К., 1998. С. 98-112; Архим. Иона, основатель и настоятель киевского Св.-Троицкого общежительного мон-ря: Житие, подвиги и чудеса. М., 1995; Дятлов В. Святой Троицы Ионинский // Он же. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 26-29; Рилкова Л., Трегубова Т. Св.-Троïцький (Iонiвський) мон-р // Звiд пам'яток iсторiï та культури Украïни. Киïв: Енцикл. видання. К., 2004. Кн. 1. Ч. 2. С. 1150-1160; Сказания о прп. старце Ионе, киевском чудотворце. К., 2005, 2011; Киевский Св.-Троицкий Ионинский мон-рь. Севастополь, 2008; Житие прп. Ионы, Киевского чудотворца. К., 2009.
В. Г. Пидгайко

1991-2013 гг.

В 1991 г. на бывш. территории К. И. м. возобновились богослужения: община во главе с игум. Агапитом (Бевциком), первоначально зарегистрированная по адресу частной квартиры на ул. Киквидзе (как скит Киево-Печерской лавры), молилась перед закрытой Троицкой ц. На постройки обители необоснованно претендовала греко-католич. община Киева, которая в 1991-1992 гг. также совершала богослужения перед храмом. 25 нояб. 1992 г. игум. Агапиту удалось добиться разрешения на совершение богослужений в храме; в тот же день была отслужена 1-я литургия. В сер. 90-х гг. XX в. на территорию обители претендовала зарегистрированная в 1992 г. Киевским горисполкомом по адресу резиденции бывш. Киевского митр. Филарета (см. Денисенко М. А.) община «Ионинского мужского монастыря УПЦ-КП», которую возглавил «архимандрит» Изяслав (Ю. А. Карга). Однако благодаря совместным усилиям братии и прихожан обитель удалось сохранить в ведении канонической Церкви.

Архим. Спиридон (Лукич; Ɨ 2 сент. 1991), начинавший свой монашеский путь послушником К. И. м. в нач. ХХ в., дожил до начала возрождения обители, в 1990-1991 гг. служил духовником Киево-Печерской лавры. До 1995 г. К. И. м. являлся скитом лавры. В 1995 г. монастырю был возвращен статус самостоятельного. В 1996 г. Госкомитет Украины по делам религий официально зарегистрировал К. И. м. по его прежнему адресу, на территории ботанического сада. В К. И. м. был построен келейный корпус, восстановлена трапезная. Рядом со старой «часозвоней», находившейся в аварийном состоянии, поставлена ее точная копия, на которую перенесены старинные часы. По соседству оборудована временная деревянная звонница; к 1-му колоколу, висевшему еще на соборной звоннице, прибавились новые большие колокола.

Восстановлен Троицкий собор. Еще на рубеже 70-х и 80-х гг. XX в. художниками «Укрреставрации» с рушившегося потолка главного объема Троицкого храма была снята композиция «Покров Пресв. Богородицы». В 1996 г. под рук. Н. А. Романченко в храме проводились реставрационные работы. Среди сохранившихся живописных композиций - «Троица Ветхозаветная», «Троица Новозаветная» и образы 4 евангелистов (в барабане главного купола), изображения святых в верхней части стен центрального нефа, сюжет «Сотворение мира» в боковых нефах, 2 композиции «Собор Пресвятой Богородицы и всех святых» - над юж. и сев. дверями, представляющие явления преподобному Божией Матери с сонмом святых, сюжеты «Нагорная проповедь» (в приделе Всех святых), «Отшествие прп. Антония с Афонской горы на подвиги в Киев» (в Троеручицком приделе), «Поражение ангелом Евагрия за непримирение с прп. Титом Печерским», «Распятие» и «Сошествие во ад» (в притворе). Фасады собора украшены мозаиками работы худож. А. А. Манькова. Иконостас выполнен искусными резчиками по проекту «Укрреставрации».

Возрождается монастырское богослужение. В обители 3 хора - праздничный, братский и детский. Используется преимущественно распев Киево-Печерской лавры и др. старинные распевы.

5 окт. 1993 г. были обретены и перенесены в Троицкий собор К. И. м. нетленные мощи прп. Ионы. Святыня хранится в соборной крипте в мраморной раке. В левом приделе церкви находится кипарисовый гроб, собственноручно изготовленный архим. Ионой, а также некоторые его личные вещи. В 2010 г. из Покровского мон-ря была возвращена икона Божией Матери «Троеручица» - келейный образ, особо чтимый преподобным, написанный по его просьбе в Белобережской брянской пустыни. На месте явлений прп. Ионе Пресв. Богородицы установлен крест, освященный 25 июля 1996 г. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). 4 нояб. 1999 г. было установлено общецерковное прославление прп. Ионы. Основными памятными датами обители являются: праздник Св. Троицы; 25 июля - празднование иконе Божией Матери «Троеручица»; дни явления Божией Матери прп. Ионе - 1 марта (1861) и 9 марта (1862); 9 янв.- день кончины прп. Ионы; 5 окт.- обретение его мощей.

В К. И. м. имеются б-ка, воскресная школа для взрослых, певч. и художественная школы, при монастыре трудятся вышивальщицы. В стенах обители готовились и выходили в эфир радиопрограмма «Православный мир», телепрограмма «Православный календарь», телесериал «Паломник». Основным направлением социальной деятельности братии является работа с детьми и молодежью. В 1996 г. была организована детская воскресная школа (под рук. О. В. Алексеевой), по четвергам проходят беседы для молодежи 18-30 лет, действуют объединение «Молодость неравнодушна» и волонтерские группы, оказывается помощь детским домам, домам престарелых, детским больницам. В К. И. м. совершается литургия с сурдопереводом. С 2000 г. издается «Ионинский листок», еженедельная иллюстрированная газета. Первые места на конкурсах изданий для юношества занимает регулярно выходящий ж. «Отрок».

В 1997 г. К. И. м. были переданы Зверинецкие пещеры, где был устроен скит во имя арх. Михаила, впосл. преобразованный в самостоятельный монастырь. В 2004 г. в с. Нещеров Обуховского р-на Киевской обл. был учрежден Преображенский скит. В 2008 г. решением Синода УПЦ в с. Вел. Ольшанка Васильковского р-на Киевской обл. открыто подворье К. И. м.- жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

С 1999 г. настоятелем К. И. м. является архим. Иона (Черепанов), хиротонисанный 26 авг. 2011 г. во епископа Обуховского, викария Киевской епархии.

И. А. Ковалёва
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (муж.) Киевская митрополия Украинской Православной Церкви Киевский Ионинский (Ионовский) во имя Святой Троицы мужской монастырь (Киевская митрополия УПЦ)
См.также:
ГОЛОСЕЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Киевская митрополия УПЦ
КИЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Киевской митрополии УПЦ
АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Луганской и Старобельской епархии (УПЦ)
АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии
АНТОНИЙ (Винницкий; † 1679), митр. Киевский и Галицкий
АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ на горе Ахтырь в Сумской и Ахтырской епархии