Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАСТОРСКИЙ
31, С. 636-638 опубликовано: 9 декабря 2017г.


КАСТОРСКИЙ

Алексей Васильевич (17.01.1869, Кострома - 10.09. 1944, Москва), регент, организатор регентcко-учительских и хоровых курсов, композитор, преподаватель церковнопевч. и музыкально-теоретических дисциплин, автор методических работ по церковному пению. В 1881-1887 гг. обучался в Казанской ДС, в 1892-1897 гг.- в регентском классе Придворной певческой капеллы как вольнослушатель, занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова. Имея большие муз. способности, самостоятельно изучил ряд предметов, преподаваемых в консерватории. С 1889 г. (до 1920) работал в Пензе в учительской семинарии, с 1898 г.- в ДС, одновременно был регентом Петропавловской ц., с 1891 по 1912 г. (с перерывом на годы учебы) - регентом архиерейского хора. В 1918-1922 гг. один из организаторов и преподаватель пензенской Народной консерватории, созданной на базе муз. классов (училища) Пензенского отделения Императорского Русского муз. об-ва. В 1922 г. основал Красноармейскую хоровую студию. В 1928-1935 гг. жил в Сухуме, с 1930 г. преподавал в Сухумском муз. техникуме. В 1935 г. переехал в Москву, с 1937 г. преподавал в Гос. музыкально-инструкторском техникуме им. Октябрьской революции (с 1942 Музыкальное уч-ще им. Октябрьской революции, ныне Московский гос. ин-т музыки им. А. Г. Шнитке).

А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в.
А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в.

А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в.
Как преподаватель К. был деятельным пропагандистом хорового искусства. Среди его учеников - буд. организаторы хоровых коллективов Пензенского края, известные музыканты и исследователи: И. П. Пономарьков - хормейстер, музыковед и композитор, сначала учитель в с. Рузаевка (ныне город в Мордовии), затем хормейстер оперного театра, преподаватель педагогического ин-та и муз. уч-ща в Пензе, впосл. профессор Московской гос. консерватории, дирижер Государственного хора СССР; А. В. Никольский - историк церковного пения, профессор Московской консерватории; И. М. Скобцов - оперный певец (бас), солист Большого театра.

К. одним из первых ввел в церковный хор жен. голоса. Сводные певч. коллективы Пензы, руководимые К., насчитывали до 500 чел.

К. проявлял большой интерес к проблемам церковнопевч. жизни своего времени. Своим педагогическим опытом он делился на страницах «Русской музыкальной газеты». В ст. «Обучение пению в начальной школе» (1900) К. писал, что самому учителю необходимы как выразительный голос, так и твердое знание муз. грамоты, ключей и основ гармонии, умение петь по квадратной ноте, работать с камертоном, регентовать; строение гласовых мелодий и порядок богослужения «должно знать наизусть». В преподавании пения К. различал 2 стороны: искусство и теорию. Искусство пения рассматривается им и как высшая цель, и как важное воспитательное средство, поэтому определяющим фактором в обучении является формирование у детей навыков пения: умение владеть голосом, способность чувствовать в пении красоту. Детей следует учить «выражать чувство и настроение голосом», чем, по мнению К., «одухотворяется» и «оживляется» само пение. Сами песнопения изучаются с «голоса» и лишь в конце записываются нотами.

Художественную и эмоциональную сторону пения К. ставит на 1-й план. Он приводит опыт собственных методических наблюдений, дает практические советы по задаванию тона, распределяет обиходные церковные песнопения на группы по степени сложности: легкие - с меньшим количеством звуков (напр., «Богородице Дево, радуйся»), с последовательным повышением или понижением ступеней («Достойно есть»), с опорой на главные ступени гаммы («Царю Небесный, Утешителю» - II ступень, «Господи, воззвах» 7-го гласа - III ступень), с «блуждающими мелодиями» («Господи, воззвах» 3-го гласа), с ровным ритмом («Взбранной Воеводе»), гласовые мелодии с меньшим количеством строк («Бог Господь» 1-го гласа легче, чем «Бог Господь» 3-го гласа); трудные - со множеством звуков на 1 слог (величания), с обилием звуков неравной длительности на 1 слог. Методические советы К. продолжает в разд. «Как обучать пению» с конспектами начальных уроков. К. рекомендует нотную запись по заранее выученным песнопениям в виде лестницы с наглядным движением по восходящим ступеням.

Согласно методической записке К. «Преподавание церковного пения в Пензенской духовной семинарии в 1898-1899 учебном году» (1900), программные темы обучения в ДС соответствовали практике преподавания, разработанной Синодальным училищем церковного пения: попевки и фиты в нотном изложении (1-й класс); крюковые изображения периода киноварных помет и упражнения в пении по крюкам (2-й класс); элементарная теория музыки (3-й класс); гармония по хоровым произведениям (4-й класс); история мелодического церковного пения и приемы начального обучения пению (5-й класс); элементарная теория музыки и обучение пению классному и хоровому (6-й класс, непрограммный). В качестве учебных пособий использовались «Октоих нотного пения», «Очерк истории православного церковного пения» свящ. Василия Металлова (1-е изд.: Саратов, 1893). К недостаткам обучения К. относит слабую подготовку в духовных учебных заведениях, отсутствие программных пособий, малочисленность уроков.

Зрелостью суждений и предложений отличается «Записка о преподавании пения в духовных семинариях и училищах» (1906). На 1-е место в обучении низших церковнослужителей К. ставил «момент художественный». Само «церковное богослужение должно быть в высшей степени благолепным», что достигается постижением смысла, художественным прочтением духовно-музыкальных сочинений. Буд. клирикам он рекомендует изучать церковное пение на практике: петь полный годовой круг церковных богослужений; особенно изучать церковное осмогласие, распеть в гласах все стихиры и тропари, не положенные на ноты; петь большой знаменный распев и др. старинные церковные распевы, наиболее употребительные в церковной практике, в т. ч. в многоголосной обработке; знать наизусть полный осмогласный круг; изучать муз. грамоту по одноголосным нотам, квадратную ноту сначала заменять круглой для лучшего усвоения древних напевов; для музыкального развития рекомендует светские вокальные произведения М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, а также В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона.

Для улучшения муз. подготовки клириков в духовных уч-щах К. предлагает использовать авторские программы, увеличить количество учебных часов по пению в неделю. В духовных семинариях он рекомендует ввести в число общеобразовательных предметов теорию мелодического, одноголосного пения, теорию хорового пения, контрапункт, формы муз. сочинений, историю музыки, муз. эстетику; в число специальных предметов помимо истории осмогласия, знаменного распева, крюковой симиографии - регентское дело, практику церковного пения, управление классным хором (6-й класс - правый клирос, 5-й класс - левый клирос). Для повышения ответственности учащихся К. предлагает адм. меры, в частности при «неуспехах» на экзаменах лишать права на должность клирика, в богословских аттестатах отмечать каждый предмет.

Столь же обстоятельны рецензии К. по разным вопросам. В «Кратком обзоре новейших духовно-музыкальных сочинений» (1900) он дает оценку 3-голосным переложениям для школ «Литургии св. Иоанна Златоуста», «Последований молебного пения перед началом учения» и «Панихиды» Д. М. Яичкова. К. импонирует доступность переложений для детских хоров и классного пения. Особенно он выделяет «Панихиду». В случае переиздания этих переложений К. рекомендует многочисленные дополнения, исходя из собственного практического опыта композитора и педагога.

В рецензии на работу А. И. Пузыревского «Пение в семейном воспитании» (1901) К. вступает в полемику с автором, не соглашаясь с тем, что тот предлагает начинать обучение пению с муз. грамоты в ущерб самому пению. Положительно К. оценивает лишь замечание Пузыревского о преимуществе церковного пения как удобного материала для развития голоса и об отсутствии в нем «характера забавы» для детей.

Не чужды были К. и вопросы современного ему состояния церковнопевч. дела. В небольшой заметке «К вопросу об улучшении церковнопевческого дела» (1902) по поводу статьи Ф. Е. Степанова, выступившего за создание Союза регентов (К улучшению церковного певческого дела // Тамбовские ГВ. 1901. № 102. С. 3), К. высказывает многочисленные предложения, в т. ч. установить у регентов «единообразный взгляд на храмовое пение, т. е. на характер церковных композиций и стиль исполнения»; для искоренения «регентов-неучей» организовать постоянные учебные курсы при духовных семинариях, архиерейских хорах; периодически устраивать регентские съезды (окружные в губернских городах, центральные); ввести издание печатного органа. «Вождю хорового церковного пения» С. В. Смоленскому, директору Придворной певч. капеллы, К. предлагает учредить «Вестник Певческой капеллы».

К.- автор духовно-муз. сочинений и обработок старинных распевов: основных - знаменного, греческого, киевского, болгарского, обычного, местных - симоновского, феофановского, сербского и др. Преимущественно из гармонизаций К. составил сб. «Церковные хоры» в 2 частях: «Песнопения всенощного бдения» (31 номер, в т. ч. 26 неизменяемых песнопений, а также 35 тропарей Господским и иным праздникам и святым, 31 величание, ирмосы на Рождество и на Воздвижение, «С нами Бог») и «Песнопения Божественной литургии» (41 номер с приложением из 15 запричастных песнопений).

Отдельно изданные авторские произведения К. представляют собой развернутые хоровые композиции: «Ныне силы небесные», «Небо и земля», «Одеваяйся светом», «Покаяния отверзи ми двери», «На реках Вавилонских», «Ныне отпущаеши». Главные слова богослужебного текста и ударные слоги оттеняются альтерированными гармоническими аккордами и их обращениями (обычно с повышением или понижением терцового тона), многочисленными динамическими указаниями усиления или уменьшения звука, акцентами. Гармонические последования тонических и доминантовых аккордов (обиходное пение) сменяются кантиленой, мелодическими ходами голосов, получающих линеарное движение, как в старинном строчном пении.

В своих произведениях К. опирается на традиц. церковный мелос. Широкое мелодическое «дыхание» особенно удается в обработках старинных распевов и в их стилизациях в оригинальных хорах («Одеваяйся светом», «Покаяния отверзи ми двери» и др.). Часто практикуются слоговые распевы (от 4 до 22 звуков). Бережное отношение К. к церковной традиции проявляется в четком следовании мелодии оригинального напева в переложениях, напр. в ирмосах Богородице «Отверзу уста», в песнопениях «Величит душа Моя Господа», «Господи, помилуй» и «Взбранной Воеводе»; в тропарях и величаниях при схожести тематического материала допускается вариантность.

Мастер хорового письма, К. в совершенстве владел хоровой органикой. Хоры написаны в удобных для пения тональностях (G, e, F, d и др.), отклонения даются в тональности 1-й степени родства. Гармонический язык отличается простотой. Фактура хоров аккордовая с элементами подголосочной полифонии. Часто употребляется движение голосов в терцию (дисканты - альты, тенора - альты, тенора - басы), сексту (тенора - басы), редко в дециму (басы - альты), органный пункт у басов.

В творческом наследии К.- светские хоровые кантаты, неск. сборников рус. народных песен в собственной обработке, хоровые сборники для начального обучения пению.

Как регент К. с готовностью откликался на события общественной жизни. 25 июня 1902 г. на педагогических чтениях в Новгороде, после панихиды по С. А. Рачинскому, им было сделано сообщение о взглядах последнего на церковное пение. В состоявшемся затем концерте пели «Не имамы иныя помощи» К. 7 марта 1904 г. по инициативе руководимого К. хора Петропавловской ц. в Пензе был дан благотворительный концерт в пользу военного флота. Пели сочинения А. А. Архангельского, Д. С. Бортнянского, А. Л. Веделя, П. М. Воротникова, М. И. Глинки, А. Ф. Львова, Г. Ф. Львовского, А. Д. Кастальского. 1 и 14 дек. 1909 г. в духовных концертах соединенных хоров Пензенского церковнопевческого благотворительного об-ва (около 150 чел.) под управлением К. были собраны денежные средства на памятник Бортнянскому, прот. Петру Турчанинову и Львову в С.-Петербурге.

Духовные сочинения К. исполнялись и др. хорами. 28 и 29 июня 1916 г. в Петрограде хор певчих лейб-гвардии Егерского полка под упр. Н. Д. Лебедева пел на всенощной «Господи, помилуй» на литии К. 13 марта 1916 г. в Томске в зале Общественного собрания хор под упр. П. В. Леонова пел духовные произведения Архангельского, А. Т. Гречанинова, С. И. Танеева и К.

Муз. изд. и соч.: Церковные хоры: (Сб. нотных песнопений для школьного пения). СПб.: Синодальная тип., 1899. Ч. 1: Песнопения всенощного бдения; 1901. Ч. 2: Песнопения Божественной литургии; То же. 1900-1901 2. СПб.: Г. Шмидт, 1908 2. СПб.: П. Киреев, 1910 5. СПб., 1914 6. Пг., 1915. Тверь: Тверское отд. Рос. Фонда культуры, 1994р. М.: Живоносный источник, 1998р; «Ныне силы небесные» // Церковно-певческий сборник. СПб., 1902. Т. 3. Ч. 1: Триодь Постная и Цветная. С. 401-404; Духовно-музыкальные переложения и соч. СПб., 1903. [Тетр.] 1: «Небо и земля»: Стихира на литии на Рождество Христово: Знам. расп. (отд. отт.: СПб.: изд. авт., 1911); [Тетр.] 2: «Одеваяйся светом»: Стихира на Богоявление: Знам. расп. (отд. отт.: СПб.: изд. авт., 1913); [Тетр.] 3: «Покаяния отверзи ми двери»: По знам. расп.; «На реках Вавилонских». СПб.: изд. авт., 1913; «Ныне отпущаеши». СПб., 1913; «Иже херувимы»: [Подобен «Во всю землю»] // «Иже херувимы»: Песнопения Божественной литургии / Подгот.: Л. П. Барс, Т. И. Королева, Е. Б. Резниченко. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992. С. 35-37.
Соч.: Краткий обзор новейших духовно-музыкальных сочинений // Нар. образование. 1900. Кн. 3. С. 119-120; Обучение пению в начальной школе // Там же. 1900. Кн. 8. С. 125-132; Кн. 9. С. 125-142; Преподавание церк. пения в Пензенской ДС в 1898-1899 учеб. году // Там же. 1900. Кн. 1. С. 121-123; Первые ступени обучения церк. пению в начальной школе: Метод. заметки и наблюдения. СПб., 1900, 1915 7; [Рец. на кн.:] Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 39-40: Пение в семейном воспитании / А. И. Пузыревский // Нар. образование. 1901. Т. 2. Кн. 7-8. Библиогр. отд. С. 55-60; К вопросу об улучшении церковно-певческого дела: (Письмо в редакцию) // РМГ. 1902. № 4. Стб. 108-110; Записка о преподавании пения в духовных семинариях и училищах // Там же. 1906. № 17. Стб. 439-446; № 18. Стб. 467-473.
Лит.: Габрилович А. Музыкальный календарь. СПб., 1896. С. 292, 322; То же. 1897. С. 278, 291; То же. 1898. С. 280, 305; Лисицын М., свящ. Библиогр. заметки // СПбДВ. 1900. № 38. С. 460; он же. Обзор. С. 195-196; «Не имамы иныя помощи» (из концертной программы 25 июня 1902 г.) // РМГ. 1902. № 32-33. Стб. 765; Р. Л. Музыка в провинции // РМГ. 1902. № 32/33. Стб. 765; Церковно-певческое дело. Пенза // РМГ. 1904. № 13-14. Стб. 378; Летние курсы А. В. Касторского в Пензе // Народное образование. 1907. Кн. 4. С. 557; Бебутов П. Музыка в провинции. Пенза // РМГ. 1909. № 2. Стб. 57; Корреспонденция. Пенза // Муз. труженик. М., 1909. № 2. С. 15; То же // ХРД. 1909. № 1. С. 28; То же // Там же. 1910. № 5. С. 145; № 6. С. 145; Хроника // Гусельки Яровчаты. Новгород, 1912. № 2. С. 8; От редакции. Разные известия // РМГ. 1915. № 8. Стб. 167; То же // Там же. 1916. № 14. Стб. 335; По Петроградским хорам // ХРД. 1916. № 7-8. С. 170-171; Локшин Д. Л. Хоровое пение в рус. дореволюционной и сов. школе. М., 1957. С. 135, 137, 139, 143, 147, 149, 167, 180; Крейер Н. Композиторы Пензы: Очерки. Пенза, 1959. С. 8-9; Щеславская М. В. «Память о добрых делах должна жить долго» // Рос. музыкант. М., 2009. № 8(1273). С. 2.
Т. М. Зацепина
Ключевые слова:
Композиторы церковные русские Регенты церковные Касторский Алексей Васильевич (1869-1944), регент, композитор, преподаватель, автор работ по церковному пению
См.также:
АЛЬБАНОВ Александр Иванович († 1896?) , автор церковных песнопений, регент архиерейского хора
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Анатолий Михайлович (1863(?)-после 1915), композитор, регент, музыкальный рецензент
БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
БЕЛОВ Николай Николаевич (кон. XIX - нач. ХХ в.), учитель пения, регент, автор песнопений
БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
БУКЕТОВ Игорь (1915 - 2001), рус. композитор, дирижер и педагог