[греч. Γορϒονία] (до 330 - ок. 370), св. (пам. греч. 23 февр., пам. зап. 9 дек.), старшая сестра свт. Григория Богослова, дочь прав. Нонны (пам. 5 авг.) и свт. Григория Старшего, еп. Назианза.
Основным источником сведений о Г. служит Слово свт. Григория Богослова (Greg. Nazianz. Or. 8 // PG. 35. Col. 789-818), составленное по лит. канонам, вероятно, к годовщине смерти Г. (Bernardi. 1986. P. 110-111). Оно имеет особую историческую ценность, т. к. представляет идеал жен. святости в древней Церкви. Святитель высоко оценивает добродетели Г., подчеркивает заслугу родителей в ее воспитании.
В юности Г. была выдана замуж за знатного человека по имени Алипий и переехала к мужу в Иконию (М. Азия, Ликаония), где и провела бо́льшую часть жизни. Алипий был обращен ею в христианство и принял св. Крещение, они жили в мире и согласии. У них было неск. детей. Известны имена 3 дочерей: Евгения, Нонна и Алипиана. Последняя вышла замуж за некоего Никовула. Их сын, названный в честь отца, был особенно любим двоюродным дедом свт. Григорием Богословом. По нек-рым сведениям, 2 сына Г. и Алипия стали впосл. епископами.
Свт. Григорий отмечает такие качества сестры, как целомудрие, благочестие, проницательность (к ней обращались за советом соседи и родственники). Размышляя о богоподобии человека, свт. Григорий дает основания полагать, что оно проявляется прежде всего в человеческом лице, поэтому женщина не должна украшать себя искусственно, пренебрегая естественным образом, данным ей Богом при рождении. Он подчеркивает, что Г. знала толк в украшениях, но считала, что главное - естественный образ женщины. Свт. Григорий упоминает о благотворительности Г.: на ее пожертвования было осуществлено убранство множества храмов, она гостеприимно принимала верующих и заботилась о бедных.
В Слове приводится 2 случая чудесного исцеления Г., в к-рых проявилась сила ее веры. Однажды она ехала в повозке, запряженной мулами. Повозка опрокинулась, и Г. получила тяжелые переломы. Она отказалась от врачебной помощи, чтобы избежать муж. прикосновений и взглядов, и вскоре поправилась. В др. раз, когда Г. тяжело заболела, она под покровом ночи пришла в храм и исцелилась, сделав себе лекарство из собственных слез и евхаристических видов (ἀντίτυπα - см. в ст. Вместообразная) честного Тела и Крови.
Г. умерла вскоре после своего брата Кесария († 368), но ранее родителей († 374) (Bernardi. 1986. P. 108-113), не достигнув преклонного возраста и имея неск. внуков. Ее кончине предшествовало длительное бодрствование, т. к. она знала час смерти и готовилась к ней. Свт. Григорий Богослов сообщает, что вокруг постели Г. находились домочадцы и престарелая мать. Последние слова Г. были обращены к ее духовнику: «В мире вкупе усну и почию» (Пс 4. 9). Вероятно, духовником был Фаустин, еп. Иконийский, предшественник свт. Амфилохия (Calvet-Sebasti. P. 60).