[греч. Γεώργιος ὁ Κρής] (2-я пол. XVIII в., о-в Крит - дек. 1815, Ханья, о-в Крит), греч. мелург и гимнограф. Ученик критского мелурга иером. Мелетия Синаита и протопсалта к-польской Великой ц. Иакова. Г. К. преподавал церковное пение в К-поле, на Хиосе и в Ханье. Он является также автором текстов мн. песнопений. Изобрел новую систему нотного письма, впосл. усовершенствованную его учениками - лампадарием и протопсалтом Великой ц. Григорием, хартофилаксом Хурмузием и Хрисанфом из Мадита (см. ст. Новый метод).
Наиболее известны след. муз. творения Г. К.: Трисвятое (Δύναμις) 2-го гласа Δι; избранные стихи (ἐκλογή) «Слово благо» на глас βαρύς Ζω, поющиеся в Богородичные праздники как избранный псалом; причастны: на литургии Преждеосвященных Даров - «Вкусите и видите» на глас βαρύς Ζω, индикта - «Благослови венец лета» на 1-й глас Πα, седмичные - «Творяй, ангелы» на 4-й плагальный (8-й) глас, «В память вечную» на глас βαρύς Ζω, «Чашу спасения» на гласы βαρύς Ζω (7-й) и 1-й плагальный Πα (5-й) и «Во всю землю» на глас βαρύς Ζω, Вел. субботы - «Воста яко спя» на 1-й плагальный глас; калофонические ирмосы с кратимами: «Ныне вся исполнишася света», «О божественнаго, о любезнаго» и «О Пасха велия» 1-го гласа, «Течение моих слез» (Ροὴν μου τῶν δακρύων) и «Моление мое приими малое» (Τὴν δεησίν μου δέξαι τὴν πενιχράν) 4-го плагального гласа (кратимы для ирмосов могли записываться отдельно - напр., Doch. 1248, 1823 г.; Pantel. 1003, 20-е - 30-е гг. XIX в.); 1-й антифон 1-й кафизмы «Блажен муж» на 4-й плагальный глас Νη, распетый, по свидетельству писца иером. Нифона, «по просьбе всепреподобномузыкальнейшего (πανοσιομουσικολογιωτάτου) господина Киприана» (Philoth. 126. Fol. 361, 1812 г.); воскресные стихиры 2-го гласа Δι «Прежде век от Отца рождшемуся» и др., в т. ч. догматик «Прейде сень» для пения на вечерне в день Пасхи; Великое славословие 4-го плагального гласа Νη.
В рукописях встречаются и др. образцы мелоса Г. К.: Трисвятое на 4-й глас для пения в конце Великого славословия на праздники Честного Креста (Xen. 148, 1824 г., и др.), иногда сопровождающееся ремаркой, что оно является сокращением (σύντμησις - Paul. 15, 1813 г.) «древнего» мелоса (Pantel. 992, 20-е - 40-е гг. XIX в., и др.) или мелоса Мануила Хрисафа (Doch. 404, ок. 1840 г.); песнопение, заменяющее Трисвятое на литургии - «Δύναμις. Елицы во Христа» 1-го плагального гласа (Pantel. 934, 1818 г.; 953, ок. 1815-1825 гг., и др.); песнопение Великого четверга «Вечери Твоея Тайныя» на 2-й плагальный глас Πα (Pantel. 987, ок. 1815-1830 гг.; БАН. Собр. А. А. Дмитриевского № 2, 2-я четв. XIX в., и др.); причастен «Знаменася на нас» 3-го гласа Γα (Pantel. 1028, сер. XIX в.); ирмос канона праздника Преполовения «Чужде матерем девство» 4-го плагального гласа; многолетствование «Τὸν δεσπότην καὶ ἀρχιερέα ἡμῶν» на глас βαρύς Ζω, поющееся во время облачения архиерея (Doch. 1244, ок. 1810 г., и др.); стих «Возлюблю Тя» на 2-й глас, поющийся на литургии во время целования мира (Pantel. 906, 1816 г.; 1013, 1805 г.); воскресные песнопения гласа βαρύς Ζω, в т. ч. догматик «Мати убо позналася еси» (Xeropot. 409, ок. 1835 г.; Pantel. 1021, XIX в.), ирмосы Петра Берекета в «изложении» (ἐξήγησις) Г. К. (Gregor. 40 [49], кон. XVIII - нач. XIX в.), и нек-рые др.
Составленный Г. К. мелос песнопений присутствует в большом числе списков кон. XVIII - нач. XX в. Полных автографов муз. творений Г. К., судя по опубликованным описаниям, пока не найдено. В Анастасиматарии-Анфологии РНБ. Греч. № 840 (сер. XVIII в.), некогда находившемся в личной б-ке Г. К., сохранилась его запись, а также выполненные им варианты распевов нек-рых слов (Герцман. Т. 1. С. 369-370). Немало прижизненных списков его творений находятся в различных собраниях: Gregor. 11, Pantel. 976, Paul. 20, Xeropot. 377 (кон. XVIII в.), БАН. РАИК. № 47, Gregor. 40 [49], Xen. 143, Xeropot. 305 (рубежа XVIII и XIX вв.), Pantel. 1013 (1805 г.), Athen. Merlier. 8 (1805-1815 гг.), Doch. 1244, Xeropot. 299 (ок. 1810 г.), Athen. Stamati Ioannidi, Aegion. Taxiarch. 5, C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3, Karakal. 228 (1811 г.), Philoth. 126 (1812 г.), Paul. 15 (1813 г.), Doch. 311, Pantel. 998 (1815 г.).
Многие из переписчиков рукописей 1-й пол. XIX в., в к-рых встречаются произведения Г. К., называли его своим учителем (Xeropot. 361; Dionys. 711; Pantel. 953; 988; 1003; Doch. 413; Konstamon. 87; Xen. 107; 109; по предположению Е. В. Герцмана - также СПбГУ. MS E II 80). Среди них есть и известные мелурги: Апостол Констас (Pantel. 976, 1013; Karakal. 227, нач. XIX в.), лампадарий и протопсалт Григорий (Pantel. 906, 1816 г.; РНБ. Греч. № 742, нач. XIX в.), Петр Эфесский (Xeropot. 415, ок. 1835 г.), Николай Дохиарит (БАН. РАИК. № 41, 1830-1850 гг.; Pantel. 923, 1-я пол. XIX в.; Doch. 360, ок. 1830 г.), Иоасаф Дионисиат (Dionys. 652, 680, 681 (1-я. пол. XIX в.); Pantel. 903, сер. XIX в., и др.).
Произведения Г. К. переписывались как с помощью нотации нового метода, так и с помощью др. систем - алфавитной Паисия Ксиропотамского (Xeropot. 359, ок. 1842 г.), бухарестской алфавитной (Xeropot. 409; 411; 413-415, ок. 1835 г.). В 80-х гг. XIX - нач. XX в. творения Г. К. копировались румыноязычными переписчиками (Paul. 407; 432; 315; 396; 503; 428; Stauronik. 22r; 23r).
Авторитет Г. К. как мелурга подтверждается эпитетами, к-рыми его имя сопровождается в рукописях: «единственный процветающий (εὐδοκιμῶν) из константинопольских музыкантов этого века» (Xeropot. 318, нач. XIX в.), «музыкальнейший» (μουσικολογιώτατος - Doch. 1244, ок. 1810 г.; 1247, 1844 г.; 1238, 1239, сер. XIX в.), «после Иакова, протопсалта, единственный музыкальнейший» (Xeropot. 299, ок. 1810 г.), «превосходный среди музыкантов» (ἄριστος ἐν μουσικοῖς - Pantel. 977, ок. 1815-1820 гг.).
Мн. муз. произведения Г. К. вошли в издания, напечатанные в К-поле в XIX в.: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας (1824. Τ. 1. Σ. 19-20, 42-49, 251-274, 417-424; Τ. 2. 251-252, 316-318; 18342. Τ. 2. Σ. 38-44, 123-124; 18373. Σ. 42-49); Χουρμουζίου χαρτοφύλακος Εἱρμολόγιον τῶν καταβασίων Πέτρου Πελοποννησίου μετὰ τοῦ Συντόμου Εἱρμολογίου Πέτρου πρωτοψάλτου τοῦ Βυζαντίου (1825. Σ. 133-134); Γρηγορίου προτοψάλτου Εἱρμολόγιον καλοφωνικόν (1835. Σ. 48-50, 13-188, 205-207, 250-254); ᾿Ιωάννου λαμπαδαρίου Σύνοψις καλοφωνικῶν εἱρμῶν (1842. Σ. 23-26, 88-95, 113-117, 146-150); Κωνστωντίνου πρωτοψάλτου Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας (1845. Σ. 287-289); Θεωδώρου Θωκαέως Μουσικὴ Μέλισσα (1848. Τ. 4. Σ. 53-55); Πανδέκτη τῆς ἱερὰς ἐκκλησιαστικῆς ὑμνωδίας τοῦ ὅλου ἐνιαυτοῦ (1850. Τ. 1. Σ. 84-91, 204-212, 412-413; 1851. Τ. 2. Σ. 247-273, 813-820, 831-834; Τ. 4. Σ. 35-36, 47-49, 617-620).