[евр. ; греч. Βύβλος], один из центров цивилизации финикийцев, расположенный на невысоком мысу побережья Средиземного м., менее 40 км севернее Бейрута (Ливан). Возник, видимо, в VI тыс. до Р. Х. как небольшой рыбацкий поселок, стал одним из главных морских портов задолго до возвышения Тира и Сидона. В эпоху Древнего царства (самый ранний этап развития торговли между Г. и Египтом) связан с транспортировкой огромного количества папирусного тростника, отсюда греч. название Г.- Βύβλος.
Раскопки показали, что место, где возник Г., заселялось с 5000 г. до Р. Х., а к 3000 г. до Р. Х. относятся уже первые свидетельства торговых связей с районом Кавказа, Кипром, Египтом, Месопотамией и Суданом. В эпоху Древнего царства (ок. 2700-2200 гг. до Р. Х.) Г. продолжал экспортировать в Египет масло, кожу, вино и большие партии дерева. Незадолго до 2100 г. мирное развитие Г. было прервано падением Древнего царства и нашествием аморреев, к-рые разрушили город, но позднее восстановили его. Возникли тесные культурные связи с Зап. Азией, но в политическом отношении Г., возможно, контролировался Египтом эпохи Среднего царства (Albright. 1964), для к-рого он оставался важным торговым партнером (Weinstein. 1975).
В период упадка Среднего царства (ок. 1800 г. до Р. Х.) Египет потерял бо́льшую часть форпостов в Финикии и Сирии, а также Палестину и район Дельты, попавшие в руки гиксосов. Г. превратился в плотно заселенный город, а найденные здесь предметы вооружения говорят о присутствии в нем гиксосов. При XVIII династии египтяне изгнали гиксосов (после 1600 г. до Р. Х.) и установили военный контроль над Г. и Финикией. В амарнский период (ок. 1350 г. до Р. Х.) с ослаблением Египта его крепости в Финикии подверглись нападениям хеттов, о чем можно судить по письмам с просьбами о помощи от правителя Г. Риб-Адди к Аменхотепу IV (EA. 137; ANET. 483-484). При Рамсесе II Египет отчасти вернул контроль над Финикией (ок. 1285 г. до Р. Х.), даровав затем Г. статус независимого города (ок. 1200 г. до Р. Х.).
Г. отразил попытки колен Израиля захватить город (Нав 13. 5) и сохранял независимость в течение неск. веков. Из Г. посылали работников для постройки храма Соломона в Иерусалим (3 Цар 5. 18), ремесленники предлагали свои услуги Тиру (Иез 27. 9). Процветание Г. не было нарушено последовательной сменой в регионе господства персов, греков, римлян и арабов-мусульман.
Раскопки в Г. открыли ок. 21 уровня обживания, такие памятники, как храм Хатора кон. III тыс. до Р. Х., аморейский храм Решефа, отмеченный вертикальными обелисками, рим. театр, большой замок крестоносцев. Самая известная находка - Ахирама саркофаг с одной из древнейших надписей (XI в. до Р. Х.), сделанных ханаанским алфавитным письмом, являющимся связующим звеном в развитии финик. алфавита.
Важными находками, проливающими свет на развитие языка и письменности Финикии в библейскую эпоху, стали т. н. силлабические надписи Г. (обнаружены в 1929-1932, 1982) на каменных и металлических предметах в археологически точно не датированных слоях (II тыс. до Р. Х.?). Были обнаружены от 60 до 100 знаков геометрического и стилизованного рисуночного характера (птица, рыба, змея), многие из к-рых внешне похожи как на древнейшее западносемит. письмо, так и на егип. иероглифику. Попытки дешифровки (М. Дюнан, Б. Хрозны, Э. Дорм, А. Йирку, Г. Зобельманн, Дж. Менденхолл) не были приняты в науке. Большинство дешифровок основывалось на предположении, что язык этих надписей - западносемит., в частности протохананейский. Путем сравнения частотности слоговых знаков библского письма с частотностью слогов в семит. текстах 2-й пол. II тыс. до Р. Х. А. М. Кондратову и И. М. Дьяконову, по-видимому, удалось отождествить 5-6 значений знаков. Можно предполагать, что библское письмо явилось предком западносемит. письма или одним из звеньев в развитии письма от пиктографии к линейному алфавиту.