Наименование иконы связано с монастырским преданием - историей о чудесном вразумлении экклисиарха соборной церкви. Его попыткам возжечь перед иконой лампаду мешало постоянное движение воздуха близ иконы, находившейся на стене возле сев. двери, ведущей из притвора в храм. Экклисиарх произнес ропотные слова и хотел удалиться, не засветив лампады, но был повергнут на землю. его нашли перед иконой лежащим без чувств.
Время прославления иконы неизвестно. в повести о чудотворных иконах мон-ря, составленной в Москве на основе рассказов участников посольства из Хиландарского мон-ря в 1558-1559 гг., икона с таким названием либо со сходной историей прославления не встречается (Турилов А. А. Рассказы о чудотворных иконах монастыря Хиландар в рус. записи XVI в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 510-525). В более поздней версии повести, опубликованной по списку 1804 г. Л. Штавлянин-Джорджевич (Там же. С. 525-529), «В. э.» и. также не упоминается. Однако отрицать существование этой иконы в ранний период нельзя, поскольку в обеих редакциях повести рассказывается о большом количестве богородичных икон в мон-ре и «нѣст мощно чудеса их вся написати».
Название иконы и изложение чуда встречается в описаниях не ранее XIX в. и связано с проявившимся в это время интересом рус. ученых и паломников к вост., в т. ч. к афонским, святыням. По сообщению А. Н. Муравьёва, опубликовавшего записи о путешествии в 1851 г., кроме иконы Божией Матери «Троеручица» ему рассказали еще о двух, к-рые «особенно чествуются в соборе»: одна из них обличила ересиарха (см. ст. Попская икона Божией Матери), а др.- «святотатную кражу». На эту 2-ю икону как на «В. э.» и. ссылаются составители сборника о чудотворных иконах Богородицы на Афоне, где впервые наиболее полно воспроизведена история этого образа (Вышний покров над Афоном. СПб., 1902, 1996р. С. 64).
«В. э.» и. в рус. памятниках представлена на иконах с изображением свода чудотворных образов Богоматери, напр. на иконе «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 чудотворных образов Пресв. Богородицы», кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва). Архим. Феофилакт (Маринакис) упоминает др. название «В. э.» и.- «Косиница» (Κοσίνιτσα), хотя под таким названием в Хиландарском мон-ре известна икона Богородицы с Распятием на оборотной стороне, к-рая датируется по стилистическим признакам 60-80-ми гг. XIV в. и связана по происхождению с мон-рем Богородицы Икосифиниссы (Косиницы) близ Драмы.