Борис Павлович (1902-1953), один из организаторов антирелиг. кампаний в СССР, автор работ по истории Церкви. Во время гражданской войны служил в Наркомате юстиции, занимался вопросами адм. контроля за деятельностью Церкви. В 1923 г. организовал антирелиг. выставку в помещении Московской военно-инженерной школы. Через неск. месяцев выставка прекратила работу, но К. по личной инициативе сохранил экспонаты на своей квартире, и в 1929 г. они стали основой для Центрального антирелиг. музея, открытого в помещениях бывш. Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ря в Москве. В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. К. опубликовал большое количество статей по атеистической и антицерковной тематике. Оправдывал репрессии против верующих, исходя из выдвинутого им тезиса: «Каждая церковь - крепость контрреволюции, каждый церковник - ее агент и шпион!» (Голод 1921 г. и церковь. 1932. С. 18). Книга К. «Церковь и шпионаж» выдержала в 1937-1940 гг. 5 изданий. Автор ряда исследований, посвященных «разоблачению реакционной деятельности церковников» в период революции и гражданской войны. В работах К. иногда содержались ценные документальные материалы, отсутствующие в др. источниках.
К. как пропагандист атеизма занимал среди соратников крайние позиции, боролся против «примиренческого отношения к поповщине». Осенью 1939 г., после присоединения к СССР Зап. Украины и Зап. Белоруссии, выступил за немедленное проведение антицерковной кампании на этих территориях, что, однако, не было одобрено вышестоящими структурами. К. был раскритикован за «перегиб», его статьи перестали публиковать в центральных изданиях. Во время Великой Отечественной войны К. был лектором в Сибири, Поволжье, на Урале, в Казахстане и Ср. Азии.
В 1945 г., находясь в Казани, выступил против смягчения политики Советского гос-ва по отношению к Церкви и продолжал обличать «реакционность» религии. Обращался с письмом к секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Жданову, предлагая вновь развернуть антирелиг. кампанию. Направил в Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) докладную записку, в которой оценивал патриотическую деятельность Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны как «саморекламу и обман», осуждал руководителей Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов за «повторение поповских утверждений», требовал от партийных органов «перейти от самоуспокоения к борьбе с церковниками». В офиц. отзыве Управления пропаганды и агитации было указано, что К. «живет старыми взглядами». Его деятельность как лектора была резко раскритикована в газ. «Правда», после чего К. отстранили от пропагандистской работы. В кон. 40-х гг. он выступал как рецензент книг на антицерковную тематику.