[Песоа Камара; португ. Pessoa Câmara] Элдер (7.02.1909, Форталеза, шт. Сеара, Бразилия - 27.08.1999, Ресифи, шт. Пернамбуку, там же), католич. архиеп. Олинды и Ресифи (Бразилия). Род. в многодетной семье. Отец К., журналист, разделял либеральные и антиклерикальные взгляды; мать, учительница начальных классов, была глубоко верующая. В 1923 г. К. поступил в коллегию лазаристов, продолжил обучение в ДС еп-ства Форталеза, по окончании к-рой 15 авг. 1931 г. был рукоположен во пресвитера. В том же году назначен преподавателем катехизиса в лицее Сеары, участвовал в работе Лиги католич. учителей Сеары и в создании Лиги католич. рабочей молодежи. В 1933 г. организовал профсоюз католич. рабочих женщин, в том же году начал сотрудничество с орг-цией «Интегралистское действие», идейно схожей с итал. фашизмом, занимал пост секретаря по вопросам образования в местном отд-нии движения. В 1935 г. губернатором штата К. назначен директором департамента народного просвещения в шт. Сеара. В 1936 г. переехал в Рио-де-Жанейро. Был назначен директором департамента религиозного образования в Мин-ве образования и здравоохранения, участвовал в разработках учебных программ по религ. образованию и катехизации в школах. Под влиянием работ Ж. Маритена и бесед с архиеп. Рио-де-Жанейро кард. Себаштьяну Леме да Силвейрой К. пересмотрел политические взгляды и отошел от деятельности в движении интегралистов. С 1947 г. являлся вице-ассистентом браз. «Католического действия», с 1949 г. возглавлял ж. «Catequética», сотрудничал с ж. «Revista Brasileira Eclesiástica». В 1950 г. совершил поездку в Рим, где обсуждал с про-госсекретарем Папского престола пресв. Дж. Б. Монтини (впосл. папа Римский Павел VI) возможность создания конференции браз. епископов.
3 марта 1952 г. папа Римский Пий XII назначил К. титулярным епископом Сальдитанским, вспомогательным епископом архиеп-ства Рио-де-Жанейро. Епископское рукоположение, совершенное 20 апр. 1952 г., возглавил архиеп. Рио-де-Жанейро кард. Жайми ди Барруш Камара. В том же году при поддержке пресв. Дж. Б. Монтини К. основал Национальную конференцию епископов Бразилии (CNBB) и стал ее 1-м генеральным секретарем. Совместно с еп. Тальки (Чили) Мануэлем Ларраином выступил перед папой Пием XII с инициативой создания совещания епископов Лат. Америки. 2 апр. 1955 г. К. был возведен в сан архиепископа. В том же году он стал одним из организаторов Международного евхаристического конгресса в Рио-де-Жанейро (см. Евхаристические конгрессы). Участвовал в подготовке и проведении 1-й Генеральной конференции латиноамериканского епископата (Рио-де-Жанейро, 25 июля - 4 авг. 1955), по итогам к-рой был создан Совет епископов Лат. Америки (СЕLАМ). С 1958 по 1965 г. был вице-президентом СЕLАМ.
В качестве вспомогательного епископа активно занимался социальной деятельностью в архиеп-стве Рио-де-Жанейро. По инициативе К. был проведен «крестовый поход святого Себастьяна» (Cruzada São Sebastião) - масштабное строительство социального жилья для переселения в него жителей трущоб (1956). Для помощи малоимущим в 1959 г. К. основал «Банк Провидения» (Banco da Providência), предоставлявший минимальные кредиты и выполнявший функции кассы взаимопомощи. В 1963 г. создал «Движение базового образования», проводившее различные мероприятия по борьбе с неграмотностью среди населения. Участвовал в работах Ватиканского II Собора, был членом соборных комиссий по средствам массовой коммуникации и апостольству мирян. Вошел в число сторонников обновления католич. Церкви, выступал за введение принципа коллегиальности в иерархическое устройство католич. Церкви, за формулировку нового католич. социального учения на основе идей гуманизма и социальной справедливости, за увеличение роли апостольства мирян. 16 нояб. 1965 г. К. вместе с 39 епископами участвовал в совершении мессы в катакомбах Домициллы и подписании «Пакта катакомб» (Pacto das Catacumbas) - воззвания к католич. епископату о необходимости отказа от к.-л. привилегий, следовании евангельской бедности и сосредоточении на пастырской деятельности.
12 марта 1964 г. папа Павел VI назначил К. архиепископом Олинды и Ресифи. В архиеп-стве К. провел реформы церковной жизни в связи с решениями, принятыми II Ватиканским Собором, организовал службу социальной помощи и различные благотворительные учреждения, привлекал мирян к управлению архиеп-ством. С установлением в результате военного переворота (1964) военной диктатуры в Бразилии К. начал активную правозащитную деятельность, осудил режим и призвал к ненасильственной смене власти и демократизации общества. Международные поездки К., его критика военной диктатуры и нарушений прав человека привели к резкой конфронтации с властями. В 1968 г. был наложен запрет на публичные выступления К. и к.-л. сообщения о нем в браз. СМИ. В 1969 г., во время покушения на К., был убит его личный секретарь пресв. А. Пейрера. В 1973 г. К. был номинирован на получение Нобелевской премии за миротворческую деятельность, однако из-за дипломатического давления браз. властей награждение К. не состоялось. К. продолжал участвовать в подготовке документов и в работах Генеральных конференций СЕLАМ, где отстаивал идеи «Церкви бедных» - деятельности католич. Церкви по достижению социального равенства и справедливости на основе взаимопомощи между католиками развитых и развивающихся стран. В 1974 г. в качестве посланника браз. епископата участвовал в работе III ассамблеи Всемирного синода епископов в Риме. Поддержал либерализацию режима, начатую в 1979 г. президентом Ж. Фигейреду. В июле 1980 г. принимал в Ресифи папу Римского Иоанна Павла II, прибывшего с офиц. визитом в Бразилию.
По достижении 75-летия К. подал папе Иоанну Павлу II прошение об отставке (удовлетворено 2 апр. 1985). Выйдя на покой, продолжал участвовать в работе различных орг-ций, занимался пастырской и социальной деятельностью в Бразилии, совершал международные поездки. Погребен в кафедральном соборе Святейшего Спасителя в Олинде, на погребении К. собралось 40 католич. архиепископов и епископов, браз. политики и общественные деятели, ок. 10 тыс. мирян.
К. оказал влияние на развитие в Лат. Америке идей теологии освобождения (см. ст. Освобождение теологии), призывал католич. Церковь вступить в борьбу за социальную справедливость, за преодоление неравенства и помогать бедным. Его критика капиталистических отношений стала предлогом для обвинения К. в пропаганде левых политических взглядов, противники даже называли его «красный архиепископ». С сер. 60-х гг. XX в. К. поощрял создание в своем архиеп-стве т. н. базовых, или низовых, общин, которые сыграли важную роль в распространении среди католиков идей теологии освобождения. Однако в отличие от ряда «теологов освобождения» (пресв. Г. Гутьеррес, пресв. Л. Бофф и др.) К. не являлся сторонником пересмотра к.-л. положений католич. вероучения, в выступлениях и работах не прибегал к попыткам совместить христианское учение с марксистской концепцией классовой борьбы, сохранял послушание Папскому престолу.