[калофония; греч. καλοφωνία, от καλός - прекрасный и φωνή - голос, звук], греч. певч. стиль, расцвет которого приходится на 2 последних столетия истории Византийской империи (1261-1453). Калофония считается вершиной развития греч. певческого искусства (см.: Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. VI; Williams. 1969. P. 388) и принадлежит к эпохе палеологовского возрождения, или визант. гуманизма, с к-рой связаны выдающиеся достижения во мн. областях науки и искусства (см.: Ševcenko I. The Palaeologan Renaissance // Renaissances Before the Renaissance: Cultural Revivals of Late Antiquity and the Middle Ages / Ed. W. Treadgold. Stanford (Calif.), 1984. P. 144-171; Delvoye C. Βυζαντινή τέχνη / Μεταφρ. Μ. Παπαδάκη, εκδ. Δ. Τριανταφυλλόπουλος, Γ. Λέκκος. Αθήνα, 1999. Σ. 483-492). Наиболее глубокое влияние на богослужебное пение палеологовского периода оказало богословие исихазма с учением о нетварных энергиях, а специфическим литургическим топосом для появившегося К. п. стало всенощное бдение согласно афонской версии Иерусалимского устава (см.: Williams. 1969; Lingas. 1996; Idem. 2004; Bizău I. Imnografia şi cântarea liturgică în mistica sacramentală a Sfântului Nicolae Cabasila // Studia Universitatis Babeş-Bolyai: Theologia orthodoxa. 1999. T. 44. N 1/2. P. 189-209); Σπυράκου. 2008. Σ. 442-443.
Визант. К. п. было воспринято и на румын. землях, прежде всего в крупнейшем мон-ре Путна в Молдавии, основанном господарем св. Стефаном Великим, где с кон. XV по кон. XVI в. действовала известная певческая школа (см.: Ciobanu, Ionescu. 1983; Moisescu. 1994; Pennington. 1985; Ocneanu, ed. 2005; Catrina. 2010).
Вначале К. п. оставалось в стороне от основных направлений исследования в муз. византинистике, с 60-х гг. XX в. оно привлекло внимание мн. ученых в разных странах (см. библиографию), стало исполняться в концертах и за богослужением, распространяться в аудиозаписях.
В 1-й пол. XIV в., вероятно после длительного периода устного бытования, калофонический стиль появляется в письменной традиции у мн. мелургов, известных по указаниям в новом типе певч. сборника - Аколуфии (или Пападики), составление к-рого принадлежит прп. Иоанну Кукузелю. Древнейший датированный список Аколуфий (Athen. Bibl. Nat. 2458, 1336 г.) содержит краткий вводный теоретический трактат (включающий «Большой исон» и «Колесо» на 8 гласов Кукузеля, а также перечень интонационных формул) и нотированные песнопения вечерни (калофонические стихи Пс 2, мелодически развитые прокимны - дохи, др. прокимны с калофоническими вставками - эпифонимами и анафонимами), утрени (калофонические распевы прокимнов и пасапноариев (стихов «Всякое дыхание») перед чтением Евангелия, мегалинариев (припевов) на 9-й песни канона, полиелея и непорочных) и литургии (калофонические обработки Трисвятого и «Δύναμις», аллилуиария, херувимской, причастнов и отпустительных стихов в конце литургии) (см. ил.). Помимо нового калофонического репертуара в списки Аколуфий входят песнопения из древнего мелизматического репертуара Асматикона (книги для хора) и Псалтикона (книги для солиста) (см.: Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 62-66, 44-45 соответственно). Репертуар этих 2 сборников, как и отличающиеся высоким уровнем виртуозности песнопения т. н. стиля ᾷσμα, связан с исполнительским искусством певцов-евнухов, которые считаются предвестниками калофонического стиля (о предыстории К. п. см.: Adsuara. 1999; Troelsgård. 2004; Idem. 2008, а также: Moran. 1986; Idem. 2005; Σπυράκου. 2006; Wolfram. 2008).
Другие типы рукописей, включающие калофонические произведения: Анфология (сборник произведений из Пападики и иногда из др. книг, перечисленных далее); Калофонический Стихирарь, или Матиматарий (содержит гл. обр. калофонические стихиры и анаграмматизмы или анаподизмы (композиции - в основном стихиры, иногда мегалинарии, псалмовые стихи, кондаки, ирмосы, написанные в технике, предполагающей повторы и изменение порядка слов или разделов в поэтическом тексте), а также 15-сложники); Икиматарий, или Кондакарь, и Акафист (содержат калофонические строфы (икосы) различных кондаков или Акафист Пресв. Богородице); Кратиматарий (содержит кратимы - произведения на различные слоги: τερερε, τορορο, νενενα и др.); Калофонический Ирмологий (в качестве отдельного кодекса появляется в XVIII в., содержит калофонические ирмосы - жанр, развивавшийся в т. н. период Возрождения визант. пения (ок. 1650 - ок. 1720) на основе песненных ирмосов калофонической эпохи; см.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. λ´ - μα´; Idem. Αναγραμματισμοί. Σ. 99-125).
В целом все калофонические произведения могут быть названы матимами (μαθήματα, букв.- упражнения, т. е. сложные песнопения), но их можно разделить на мн. категории, наиболее значимые из к-рых были упомянуты выше (дохи, калофонические стихиры, анаграмматизмы и др.). Кроме того, в рубриках рукописей выявлены менее значимые категории: эпифонима, анафонима, аллагма, эпиволи, парекволи, пролог, катавасия, омония (см.: Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 79-98).
Содержащую калофонические песнопения Службу трех отроков в пещи (см. ст. Вавилонские отроки), известную в греческих исторических и литургических источниках с X в., а в певч. рукописях с XV в., пели в Неделю св. праотец (воскресенье перед Рождеством Христовым) между утреней и литургией. Эта служба была также заимствована славянами (см. Пападики Iver. 1120. Fol. 440-443v, 1458 г.- автограф Мануила Хрисафа, а также исследования: Velimirović. 1962; Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 107; Adamis. 2002).
Калофонические произведения принадлежат т. н. пападическому стилю пения, за исключением калофонических ирмосов, к-рые можно отнести к ирмологическому стилю (см.: Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 45-47).
Известные мастера К. п. (μαΐστορες, от лат. magister) задали высочайший уровень для визант. певч. искусства. Проф. Г. Статис, исследовавший и каталогизировавший большое количество певч. рукописей из собраний мон-рей горы Афон, выделил следующих наиболее значимых авторов калофонических песнопений по периодам (см.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. μθ´): 1) 2-я пол. XIII в.: Никифор Ифик, Николай Авасиот, Феодор Манугра; 2) 1-я пол. XIV в.: протопсалт Иоанн Глика, маистор прп. Иоанн Кукузель, протопсалт Ксен Коронис (в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2458 он назван лампадарием), Константин Магула, Георгий Панарет, Георгий Контопетрис, Димитрий Докиан, доместик Григорий Гликис, мон. Феодул Агиорит (ок. сер. XIV в.), мон. Агафон Коронис (брат Ксена), Мануил Коронис (сын Ксена, сер. XIV в.); 3) 2-я пол. XIV в.: Халивур, прот. Фардивук, Иоанн Цакнопул, Варфоломей, доместик Лавры, лампадарий Иоанн Клада, Христофор Мистакон; 4) 2-я пол. XV в.: Марк из монастыря Ксанфопулов, еп. Коринфский, лампадарий Мануил Хрисаф, Иосиф, еп. Мефонский (Иоанн Плусиадин); 5) 1-я пол. XVI в.: великий ритор Мануил Коринфский (1520). См. также списки мелургов в работах: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1936; Conomos. Communion Cycle; Καραγκούνης. 2003.
Согласно указаниям в рукописях, К. п. высоко ценилось в палеологовский и поствизант. периоды (см.: Levy. 1976).
Музыковедческий анализ позволяет выявить следующие основные характерные черты К. п. 1) Чрезвычайно богатый по приемам изложения мелос с широким амбитусом, поступенным движением мелодии и редкими скачками (гл. обр. нисходящими); использование высокого регистра и широких нисходящих мелодических последований ценились как придающие мелодии «сладость». К наиболее часто используемым в калофонии формулам относятся вария, параклитики, лигизма, паракалезма, этерон паракалезма, тромикон и стрептон (см. в ст. Византийская нотация). 2) Изменение формы традиц. текста песнопений с помощью повтора слогов, вставки слогов, образованных с использованием буквы ν (в форме или ), инверсия порядка слов или фраз текста (анаграмматизм, анаподизм), вставка указаний об исполнении (напр., λέγε - говори или πάλιν - снова, т. е. повтор). 3) Вставка кратим в местах, значимых с структурной и семантической т. зр. Так, часто кратима отмечает переход от одного раздела (πούς - стопа) к другому или стоит после кульминации песнопения на значимом слове и является переходом от артикулированного пения к неартикулированному (т. е. от распевания слов к распеванию слогов-вставок), как бы приглашая слушателей к медитации и намекая на апофатический смысл песнопения (т. е. невозможность выразить словами Божественную природу (сущность) и глубину веры, см. «Чудесное объяснение «терирем»» Герасима Влаха с Крита, митр. Филадельфийского (XVII в.), в ркп. Hieros. Patr. Anast. 45. Fol. 1-2v, 1719 г.). 4) Использование различных музыкально-риторических средств, таких как палиллогия (секвенция, в К. п., как правило, нисходящая), эпаналепсис (повтор формул, фраз, разделов), метаволи (модуляция), аподосис (завершение разных разделов песнопения одной и той же формулой), анафора (начало разделов с одной и той же формулы). 5) Все эти элементы складываются в комплексную муз. структуру и соединяются с помощью развитой сети каденций. Т. к. большинство каденций несовершенные, они создают ощущение бесконечного мелодического потока. 6) Калофонические произведения предполагают высокий уровень исполнительского мастерства. (См.: Χρύσανθος ἐκ Μαδύτων. 1832. § 419-423; Στάθης. Αναγραμματισμοί. Σ. 68-69, 149-206; Adsuara. 1998; Bartel D. Musica Poetica: Musical-Rhetorical Figures in German Baroque Music. Lincoln; L., 1998; Lingas. 2004. P. 149; Αναστασίου. 2005. Σ. 68-71, 428-438; Idem. 2007. P. 133-134; Μεραλίδου. 2009. Σ. 11-41; Alexandru. 2010; Eadem. 2012). В примере приведен фрагмент (кульминация и переход к кратиме) калофонической стихиры 2-го плагального (6-го) гласа 40 мученикам Севастийским «Терпяще настоящая доблественне» Мануила Хрисанфа по рукописям 1551 г. Vlatadon. 46 (Fol. 246v; средневизант. нотация) и 1-й пол. XIX в. S. Sepulcri. 731 (Fol. 96v; «экзегезис» хартофилакса Хурмузия Гиамалиса) с нотолинейными транскрипциями.
Новый калофонический репертуар развивался параллельно с расцветом хирономии, искусства управления хором с помощью развитой системы жестов, имеющих как практическое значение (указание ритма, динамики, артикуляции и выразительных средств, а также собственно координация пения хора), так и символические коннотации (напр., жест, соответствующий исону, обозначал тайну Св. Троицы и двух природ Христа) (см.: Герцман. 1994. С. 317-384). На фресках палеологовского времени профессиональные певцы изображены, как правило, облаченными в роскошные одежды и выполняющими особые жесты хирономии (см. ил.). Музыкально-теоретические трактаты калофонического периода описывают помимо детализации системы осмогласия систематическое расширение средневизант. нотации большим количеством новых знаков, присоединенных к т. н. большим ипостасям, и содержат различные дидактические стихотворные тексты, раскрывающие искусство исполнения как старого, так и нового репертуара. Эта обогащенная муз. симиография ранее называлась кукузелевой нотацией. Однако в последние десятилетия стало ясно, что симиография, использованная в калофонических композициях, представляет следующую фазу полностью развитой средневизант. нотации. Т. о., ее можно назвать поздней средневизант. нотацией. Технические и художественные границы К. п. и его связь с древним репертуаром описаны помимо пропедевтического текста Пападики в трактатах Псевдо-Дамаскина, иером. Гавриила из мон-ря Ксанфопулов (1-я пол.- сер. XV в.) и Мануила Хрисафа.
Иером. Гавриил призывает исполнителя калофонических обработок: а) определить возможности своего голоса, б) определить амбитус песнопения, к-рое он собирается исполнить, и в) тренировать голос перед исполнением песнопения, сначала поднимаясь до самого высокого звука песнопения, после этого возвращаясь к 1-му звуку песнопения, а затем, спускаясь еще на ступень, начать произведение с нее, чтобы иметь достаточный объем для исполнения в калофоническом стиле, в т. ч. в высоком регистре (см.: Gabriel Hieromonachos. 1985. S. 609-635). Мануил Хрисаф в своем трактате сосредоточился на тесисах (муз. формулах), фторах (знаках модуляции) и в целом на искусстве калофонической композиции, подчеркивая значение мимесиса, т. е. творческой имитации древнего репертуара для формирования нового К. п. (см.: Manuel Chrysaphes. 1985. P. 143-151).