Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ
2, С. 64-65 опубликовано: 11 июля 2008г.


АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ

[греч. στιχηρὰ κατὰ ἀλφάβητον, церковнослав.    или «   »], ряды стихир, расположенных по принципу алфавитного акростиха. В слав. традиции А. с. называют также азбучными стихирами.

А. с. в визант. гимнографии

Генетически А. с., вероятно, связаны с алфавитными кондаками (см. также Акафист) - наиболее ранние известные А. с. приписываются прп. Роману Сладкопевцу (ок. 556), творцу кондаков. Его именем надписаны в общей сложности 48 А. с., посвященных Рождеству Христову, начальные буквы стихир составляют греч. алфавит в прямом и обратном порядке. А. с., расположенные в прямом порядке алфавита, являются частью ряда стихир, составляющих акростих: «̓Ωιδὴ[ν] ᾄδω̇ α-ω» (Песнь пою: α-ω). Первая из А. с., «Αἱ ἀγγελικαὶ προπορεύεσθε δυνάμειV » («   »),- самоподобен 6-го гласа; все остальные стихиры имеют одинаковую с ней метрическую структуру. Студийско-Алексиевский Типикон указывал петь эти А. с. в предпразднство Рождества Христова, в неделю по Рождестве и 27 дек. на вечернях на стиховне, в сам праздник и в его попразднство - на утренях на стиховне (ГИМ. Син. № 330. Л. 110-120об.). Др. студийские, а также иерусалимские Типиконы используют эти А. с. только для предпразднства Рождества; в попразднство среди проч. поются др. стихиры на тот же подобен (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 349-363; Типикон. Т. 1. С. 333-370 и др.). Согласно принятым в наст. время в правосл. Церкви вариантам Иерусалимского устава стихиры с алфавитным акростихом прямого ряда используются в качестве хвалитных стихир на утренях в предпразднство Рождества Христова (20-23 дек. поочередно поется по 6 стихир из 24, образующих алфавитный акростих; 24 дек. поются 6 стихир с акростихом «̓Ωιδὴ[ν] ᾄδω»), их предписано петь на указанный подобен   »). Возможно, первоначально все эти А. с. составляли единый рождественский кондак, отдельные строфы к-рого были впосл. употреблены в качестве стихир. В научных изданиях их объединяют в один кондак (Maas-Trypanis. N 83; Grosididier de Matons. 1969. N 13). Нек-рыми учеными авторство прп. Романа оспаривается.

Еще один известный набор А. с., имеющий близкую к кондаку структуру,- стихиры Великого канона прп. Андрея Критского. Эти стихиры имеют одинаковую метрическую структуру и алфавитный акростих (от α до ω), каждая заканчивается рефреном: «Κύριε, πρὶν εἰς τέλος ἀπὸλλυμαι, σῶσόν με» («         »). Авторство стихир приписывается прп. Андрею Критскому (VIII в.). Стихиры объявлены как подобны стихире «   » 4-го гласа, но, вероятно, не они написаны по образцу этой стихиры, находящейся в Октоихе вечером в неделю 4-го гласа (Октоих. Т. 1. С. 531), а наоборот (Правдолюбов. С. 71). Иерусалимский устав предписывает петь А. с. прп. Андрея Критского на Господи воззвах на вечерне накануне четверга 5-й седмицы Великого поста (когда на утрене поется Великий канон). В приходской практике РПЦ указанные стихиры иногда не поются, а читаются; рефрен всегда поется на обиходную мелодию. В слав. Триодях XI-XV и XVII-XX вв. помещались указанные А. с. прп. Андрея, однако в нек-рых слав. рукописях XVI в. (РГАДА. Ф. 381 [бывш. Син. тип.]. № 220. Л. 1020-1021; ГИМ. Син. № 320, 318, 899 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 1. С. 513, 523, 525) вместо 24 А. с. прп. Андрея Критского выписан др. набор из 24 стихир, приписываемый прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.) или Симеону Метафрасту (X в.), впосл. вышедший из употребления (Правдолюбов. С. 72-73, 171).

Наиболее часто употребляются 24 воскресные А. с. Октоиха, написанные прп. Иоанном Дамаскиным. Они являются частью стиховных стихир вечерни в субботу вечером, поются соответственно гласу недели со стихами Пс 92: «  », «   », «  », на каждый из 8 гласов приходится по 3 А. с. 1-я стихира 1-го гласа на стиховне начинается с α: «̓Αγαλλιάσθω ἡ κτίσιV » («   »), 2-я - c β: «ΒασιλεὺV ὑπάρχων» («  ») и т. д. Первые буквы всех этих стихир составляют алфавитный акростих от α до ω. Впервые эти стихиры отмечены в унциальном Октоихе кон. VIII в. (Sinait. gr. 1531), они более позднего происхождения, чем 8 «воскресных» стихир, к-рые выписаны в каждом гласе в качестве 1-й стиховной стихиры вечерни в субботу вечером. Воскресные А. с. не соответствуют друг другу по метрике ни внутри гласа, ни между гласами. Значимость их с т. зр. Иерусалимского устава выражается в том, что они крайне редко заменяются на воскресной службе др. стихирами, не сокращаются и не умножаются путем присоединения др. стихир. Исключениями являются случаи совпадения воскресений с двунадесятыми Господскими праздниками и с навечерием Рождества Христова (24 дек.), когда на стиховне поются особые стихиры, а также воскресные дни периода от св. Пасхи до ее отдания, когда вместо А. с. поются стихиры Пасхи (или Антипасхи). Богородичны воскресных А. с. в совокупности составляют акростих «̓Ιωάννου, ἀμὴν» (Иоанна. Аминь). В отличие от самих А. с. их богородичны более подвижны - в том случае, когда на стиховне на «Слава» поется стихира святому, богородичен должен соответствовать ее гласу; в двунадесятые праздники, их пред- и попразднства и в нек-рых др. случаях вместо богородична поется стихира праздника.

Ист.: Παρακλητική. Σ. 4-5, 66, 122, 178-179, 237-238, 295, 351, 406; Октоих. Т. 1. С. 25-26, 198-199, 349, 498-499; Т. 2. С. 8-9, 174-175, 319-320, 462-463; Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 293-294, 305-306, 321, 337, 356-357; Минея (МП). Т. 4. Ч. 2. С. 100-101, 144-146, 220-221, 238-239, 299-300; Τριῴδιον. Σ. 292-294; Триодь Постная. Т. 1. Л. 290об.- 293.
Лит.: Παπαδόπουλος-ΚεραμεύV Α. ῾Ιεροσολυμητικὴ βιβλιοθήκη. СПб., 1894. С. 331; Weyh W. Die Akrostichis in der byzantinischen Kanonesdichtung // BZ. 1902. Bd. 19. S. 37; Дмитриевский. Описание. Т. 1. C. 578, 582, 588; Cкабалланович. Толковый типикон. Ч. 2. С. 177-178; Nober P. Abecedarium // LTK. Bd. 1. S. 12-13; ̓Αλφαβήτου στιχηρά // ΘΗΕ. Τ. 2. Χολ. 224-225; Τωμαδάκης. Βυζαντινή ὑμνογραφία. Σ. 102; Grosididier de Matons J. Romanos le Mélode. Hymnes. P., 1969. Vol. 2. P. 123; idem. Romanos le Mélode et les origines de la poesie religieuse à Byzance. P., 1977. P. 330; Maas P., Trypanis C. A. Sancti Romani Melodi Cantica. B., 1970. T. 2: Cantica dubia. P. 320; Μιτσάκης. Βυζαντινή ὑμνογραφία. Σ. 39; Правдолюбов С., протодиак. Великий канон святого Андрея Критского: (История. Поэтика. Богословие): Магист. дис. / МДА. [М.], 1987. Т. 2. С. 70-73, 171-172.
В. В. Василик, М. С. Желтов

Славянские азбучные стихиры (А. с.)

Циклы слав. А. с. были обнаружены в кон. 60-х - нач. 80-х гг. XX в. в результате открытий К. Ивановой-Константиновой, Б. Йованович-Стипчевич, В. М. Загребина и Г. Попова. В наст. время известны слав. А. с. на пред- и попразднство Рождества Христова и на Богоявление в Минеях Праздничных XI-XIV вв. и в чине погребения мирян и священников в южнослав. Требниках XIII-XIV вв. (известны в 2 полных серб. списках: кон. XIII? - нач. XIV в., РНБ. О. п. 1. 14 (издан Загребиным) и посл. четв. XIV в., О. I. 469, а также фрагмент (только начало, до буквы «д») в среднеболг. Зайковском Требнике 1-й пол. XIV в.- София. НБКМ. № 960; издан Б. Холошняем).

Старший список слав. А. с. на предпразднство Рождества Христова содержится в рус. Праздничной Минее (восходящей непосредственно к старослав. оригиналу - РГАДА. Ф. 381. № 131), датируемой не позднее рубежа XI-XII вв. Непереводной характер слав. А. с. не вызывает сомнений, т. к. число их в каждом из 36 циклов (кроме попразднства Богоявления, от к-рого сохранилось лишь 16 стихир) соответствует числу букв древнейшего слав. алфавита (в циклах визант. авторов число стихир соответственно - 24). Начальные буквы слав. А. с. соответствуют алфавитному порядку и составу букв глаголицы: в них имеются песнопения на букву «джерв» («г» мягкое) между буквами «и» и «к» и по 2 стихиры на буквы «п» (вторая между и - соответствует глаголической букве «пе») и «х» (вторая между и - соответствует глаголической букве «холм»). В этом смысле слав. А. с. служат дополнительным источником реконструкции первоначального глаголического алфавита наряду с абецедариями, «Азбучной молитвой» свт. Константина Преславского и древнейшими азбучными стихами.

Тесная связь слав. А. с. в рукописной традиции со слав. гимнографическими сочинениями, снабженными текстовыми акростихами (в т. ч. авторскими - трипеснцами свт. Климента Охридского на Рождество Христово и богоявленскими стихирами свт. Константина Преславского), позволяет считать эти циклы частью богослужебно-гимнографической программы, задуманной и реализованной учениками равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия во время их пребывания в Болгарии (886-916). Образцами для минейных слав. А. с. авторам послужили соответствующие циклы прп. Романа Сладкопевца: слав. А. с. написаны на тот же глас, что и греч., а цикл на предпразднство Рождества Христова начинается и тем же словом - «ангельские». Греч. образцы и параллели слав. А. с. в Требнике остаются неизученными.

В древнерус. традиции слав. А. с. не получили широкого распространения (известны только 2 списка рождественских стихир в Праздничных Минеях: РГАДА. Ф. 381. № 131, XI-XII вв., и РГАДА. Ф. 381. № 98, XII-XIII вв.), что, вероятно, обусловлено принятием на Руси в 60-х гг. XI в. Студийско-Алексиевского устава, имевшего собственную развитую гимнографию. У юж. славян А. с. перестают переписываться со 2-й пол. XIV в., с введением Иерусалимского устава и связанных с ним гимнографических книг.

Изд.: Иванова-Константинова К. Два неизвестни азбучни акростиха с глаголическа подредба на буквите в среднобългарски празничен Миней // Константин Кирил Философ: Докл. от симпозиума, посветен на 1100-годишнината от смъртта му. София, 1971. С. 341-365; Загребин В. М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в сербском Требнике XIII в. // Археографски прилози. Београд, 1979. Књ. 3. С. 65-92; Jовановић-Стипчевић Б. Текстолошка условљеност састава и броjа старословенске азбуке према стихирима на Рођење и Крштење у српском препису // Там же. С. 93-121; Hološniaj B. Zajkovski Trebnik N 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien). Romae, 1995. S. 230-231.
Лит.: Попов Г. Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1985. С. 43-51 (Кирило-Методиевски студии; Кн. 2); Penkova P. Beitrag Methods zu den Totenoffizia // Symposium Methodianum. Münch., 1988. S. 230-231 (Selecta Slavica; 13); Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 116-117.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Гимнография, в христианском богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения в определенные моменты служб Стихиры алфавитные - ряды стихир, расположенных по принципу алфавитного акростиха Литургика историческая. Древние литургические тексты и книги Акростих, формальный прием организации поэтических текстов
См.также:
АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости
АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА СЛУЖЕБНИК усл. наим. новгородской рукописи 1-й четв. XIV в.
АНЧИСХАТСКИЙ ГУЛАНИ грузинский литургический кодекс (XVII в.)
АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ древнее описание христианского богослужения, памятник (ок. 380)
АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ литургико-канонический памятник III в.
АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда
АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг