(кон. IV в., Александрия - 3.07.458, К-поль), свт. (пам. 3 июля, пам. греч. 7 июля, 20 нояб.), Патриарх К-польский (с нояб. 449).
С именем А. связано усиление авторитета К-польской кафедры. Уже в 449 г. А. вмешивается в дела Никейской епархии, обвинив местного митрополита в неканоническом и жестоком обращении с клириками. В 449 г. на Поместном Соборе в К-поле был низложен Тирский еп. Фотий и г. Тир был включен в состав Бейрутской епархии. Во время Халкид. Собора А. добился принятия 28-го правила, согласно к-рому К-польская кафедра получила права «равной чести» с кафедрой Рима. Этим же правилом К-польский Патриарх был наделен полномочиями поставлять митрополитов Понта, Асии и Фракии. При этом столичная кафедра получила права высшей церковной апелляционной инстанции.
А. способствовал строительству новых церквей в К-поле, а также перенесению мощей мучеников. С помощью императрицы св. Пульхерии он выстроил в 452 г. храм в честь 40 мучеников Севастийских, перенеся в него мощи из храма св. Фирса. В 450 г. состоялось перенесение ризы и пояса Богоматери из Иерусалима в К-поль, в храм Пресв. Богородицы Халкопратийской. В том же году А. восстановил храм Богоматери Влахернской, а в 456 г. выстроил храм св. Фомы. В 458 г. по повелению Патриарха состоялось перенесение мощей мц. Анастасии Узорешительницы из Сирмия в посвященный ей храм в К-поле.
А. приписывалось авторство ряда стихир. Минейные стихиры с надписанием «Анатолия» (̓Ανατολίου) могут принадлежать гимнографу-студиту (2-я пол. VIII в.) или митрополиту Фессалоникийскому (кон. IX в.). О значении греч. надписания воскресных стихир Октоиха (ἀνατολικά) см. ст. «Восточны».
Сохранилось пространное житие А., написанное неизвестным автором ранее X в. (BHG, N 91, 92), и краткое житие в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 92е). Согласно Типикону Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 108-109) и Синаксарю К-польской ц. (SynCP. Col. 240) 20 нояб. праздновалась память 4 Патриархов, последовательно занимавших К-польскую кафедру: Максимиана, Прокла, Анатолия и Геннадия. Однако в большинстве визант. календарей память А. отмечена 3 июля - в день кончины святого. 3 июля память А. зафиксирована в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 330-331), Минологии Василия II (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 580), Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 795-796), Императорском Минологии 1034-1041 гг. (Latyљev. Menol. T. 2. P. 143-145), Петровом Прологе XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 198). В ряде рукописей XII в. память А. встречается под 7 июля (Там же. Т. 2. С. 204). В совр. церковном календаре память А. указывается 3 июля.
Древнейшие рус. месяцесловы относят празднование А. к 20 нояб.: Реймсское Евангелие 1-й пол. XI в. (Л. 1об.), Архангельское Евангелие 1092 г. (Л. 138) и др. Под 3 июля А. упоминается в рус. календарях с XIV в. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-ром 3 июля приводится краткое житие А., а 20 нояб.- память А. без жития. ВМЧ также помещают 3 июля житие А., а 20 и 22 нояб. память А. без жития (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 194, 196 (1-я паг.); 296 (2-я паг.)).
В греч. печатной Минее после 6-й песни канона на утрене помещен краткий Стишной Пролог (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 29) и житие святого.
Изображение А. как святителя, в фелони, с омофором, с Евангелием в руках, имеется на фреске диаконника ц. Св. Софии в Охриде (Греция), 50-е гг. XI в. Образ А. представлен в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- полуфигурно; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг.,- в рост. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описывает святителя как старца с округлой бородой, со свитком с надписью: «Царство Твое, Христе Боже, царство» (§ 15. № 9) - и предлагает помещать его образ в композиции IV Всел. Собора (451) рядом с изображением имп. Маркиана (§ 20).