мон-рь во имя Св. Троицы в центральной части Румынии, жудец Вылча. Расположен на правом берегу р. Олт, в 3 км к северу от г. Кэлимэнешти. Первое письменное упоминание о мон-ре содержится в 2 дарственных грамотах, датированных 20 мая 1388 г. (Păcurariu. IBOR. Vol. P. 295-297), временем правления Мирчи I Старого (1355 - 31 янв. 1418; правил с 23 сент. 1386 по нояб. 1394 (по др. данным - по май 1395) и с янв. 1397 до кончины). Из текста грамот следует, что ц. во имя Св. Троицы была построена между 1387 и 1388 гг. на средства ктитора валашского господаря Мирчи. Так, в 1-й господарской грамоте говорится о возведении ц. Св. Троицы «в месте, названном Кэлимэнешти, на берегу р. Олт», о пожаловании монастырю сел Орлешти и Криков, мельницы в Питешти и назначенного годового содержания господарским двором. В ней удостоверяются акты дарения земель отдельными боярами, приписание к К. монастыря Котмяна со всеми владениями. Особо оговаривается, что настоятеля обеих обителей имеет право выбирать только монашеский собор без вмешательства церковного священноначалия и властей княжества. Во 2-й грамоте место основания мон-ря обозначено «Нучет на Олте, или Козия» (румын. nucet - «ореховый лес»; куманский koz - «грецкий орех»). В документе перечислены даруемые мон-рю села Кэлимэнешти, Жибля, Бэрдэцани, Сяка и Хинэтешти, которые освобождались от уплаты податей и барщины. В 1389 и 1394 гг. К. были подарены еще 10 сел, а также рыбные пруды, мельницы; в монастырь поставлялись пшеница, сыры, вино, мед. По материальному положению к кон. XIV в. К. стала 2-м мон-рем Валахии (после обители Тисмана).
Мон-рь сыграл огромную роль в истории валашского монашества XIV-XV вв. C 1415 г. в К. возникла монастырская школа, одним из первых ее преподавателей был игум. Софроний (ок. 1406-1418). Инок Мардарий Козианский составил здесь в 1649 г. использовавшийся в учебных целях «Славяно-румынский словарь и толкование имен». К. многократно упоминался архидиак. Павлом Алеппским, который составил пространное описание монастыря, а также пытался объяснить этимологию его названия: «…«Козия» на языке валахов значит: дикие козы, ибо они во множестве водятся на вершинах этих гор» (Павел Алеппский. 2005. С. 566).
(освящена 18 мая 1388) стала образцом, который определил внешний облик и внутреннее убранство мн. последующих правосл. памятников Валахии. Это вытянутое по оси «запад-восток» однонефное бесстолпное сооружение с боковыми экседрами представляет в плане триконх. Апсиды имеют полукруглые очертания внутри и 5-гранные снаружи. Алтарное пространство продлено на запад и имеет 2 ниши к северу и к югу (жертвенник и диаконник). Такая же пара ниш находится и в зап. части нефа. Неф в плане прямоугольный, перекрыт полуциркульным (коробовым) сводом. Переход к барабану осуществляется посредством парусов, опирающихся на 4 арки на консолях, что позволяет уменьшить диаметр барабана. Той же задаче служит и довольно высокий переход от парусов к барабану купола в форме усеченного конусообразного кольца. Нартекс квадратный в плане, перекрыт полуциркульным сводом. Экзонартекс был пристроен в 1706-1707 гг. по распоряжению жупана Шербана Кантакузино. Внешние членения и декор храма в целом выявляют внутреннюю тектоническую структуру памятника. Напр., монументальные карнизы основного объема и закомар, а также «пьедестал» барабана (с выведенным в кирпиче декором в виде 2-го яруса закомар) отвечают конструкции сводов и арок. Ниши нефа обозначены снаружи специфической кровлей и высокими декоративными аркатурами. Фасады богато украшены чередующимися полосами оштукатуренного камня и красного, уложенного в 3 ряда кирпича. По вертикали фасады разделены сдвоенными полочками на 3 зоны с преобладанием декоративного убранства в верхней («пилообразные» карнизы, резные каменные арки, узкие утопленные колонки, розетки и декоративные наличники окон). По архитектурным особенностям ц. Св. Троицы примыкает к серб. памятникам долины Моравы, наиболее всего к храмам мон-рей Раваница и Лазарица (Крушевац) времени правления кн. св. Лазаря (1370-1389), к-рые, очевидно, послужили образцом для К. не только с архитектурно-типологической, но и с функциональной т. зр. Так, в К. повторено включение в архитектурный ансамбль господарского некрополя (с могилой Мирчи Старого в нартексе; надгробная плита - копия 1938 г.) (Theodorescu. 1974. Р. 304-308). К новшествам относится обширный, одной высоты с основным объемом нартекс, к-рый в дальнейшем станет характерной чертой румын. триконховых храмов.
Под календарным циклом по периметру нартекса представлены сцены на темы Вселенских Соборов (на юж., зап. и сев. стенах в 1 ряд) и Акафиста Божией Матери (на вост. стене в 2 ряда). В контексте календарного цикла подобное объединение неск. тем, отмечаемое в более ранних памятниках (напр., в церквах Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317), в Марковом мон-ре (1376) - см.: Миjовић. Менолог. 116-122), связано с годовым следованием правосл. богослужения. В росписи К. эта программа имеет особенности, подчеркивающие литургический характер росписи. Так, между сценами IV и V Вселенских Соборов помещена композиция «Видение свт. Петра, патриарха Александрийского» (на зап. стене, над порталом), а в минологий включен не встречающийся в других лицевых календарных циклах сюжет «Неделя святых отец» - иллюстрация праздника, который отмечается в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым (сонм святых в апостольских одеждах расположен в 3-м ярусе росписи на вост. стене, в промежутке между 16 и 17 дек.) (Cincheza-Buculei. 2002/2003. Р. 16). В иллюстрации к 20-й строфе акафистного гимна («Пение всякое побеждается...») встречаются конкретные детали визант. придворного церемониала. Оригинальные черты, привнесенные в роспись нартекса, являются свидетельством не слепого следования установившейся к тому времени на Балканах иконографической традиции, а творческого подхода мастеров. Стиль первоначальной живописи К. был охарактеризован румын. историком искусства Василе Флорей: «В конце XIV века нам открывается другая роспись... где монашеский аскетизм, питаемый движением исихастов, наложил на образы особенный отпечаток сдержанности и даже суровости, в равной мере проявляющихся как в линии рисунка, так и в колорите» (Флоря В. Румынская живопись. Бухарест, 1982. С. 24-25).
Живопись в алтаре и в нефе датируется 1704-1705 гг. К этому же времени относится и румын. посвятительная надпись, расположенная в нефе храма, в которой помимо господаря Валахии Константина Брынковяну упомянуты митр. Феодосий, «наставник» иером. Серафим, жупан Шербан Кантакузино и «бывший великий пахарник, сын спафария» Дрэгич. Живопись этой части храма исполнена мастерами хурезской школы, изографами Предой и его сыновьями Янакой, Симой и Михаилом. Как художественная манера письма, так и иконографическая программа этих росписей отражают установившуюся на рубеже XVII и XVIII вв. брынковяновскую традицию в валашской живописи. Заслуживают внимания портреты ктиторов, в т. ч. господаря Мирчи Старого и его сына Михаила, переписанные в XVIII в. по контурам первоначальной живописи. На портретах встречаются геральдические изображения визант. двуглавых орлов, что должно было напомнить о визант. титуле деспота, к-рый носил ряд средневековых валашских господарей.
Деревянный иконостас, сгоревший в XVIII в., был заменен кирпичным в 1794 г. (расписан в 1907).
больничная, находится к западу от основного комплекса монастыря, на другой стороне дороги, ведущей к г. Кэлимэнешти. Ее архитектура выделяется подчеркнутой хрупкостью и вытянутыми формами, а также изысканностью орнаментов на фасадах. Это небольшое, но довольно высокое однокупольное триконховое в плане сооружение повторяет в уменьшенном масштабе упрощенный вариант нефа главной Троицкой ц. мон-ря. Из старой надписи в наосе следует, что больничная церковь была построена в 1542-1543 гг., во времена правления валашского господаря Раду Паисие (Петр из Арджеша; 1535-1545) и его сына Марко, под рук. иером. Максима «Майстора».
Сохранившиеся участки живописи позволяют сложить представление о первоначальной программе росписей. Иконография вост. апсиды и наоса (нефа) традиционна и в целом следует балканским образцам того времени. В алтаре в конхе апсиды доминирует образ Богоматери на престоле в окружении ангелов. На сводах - «Вознесение Христово», под конхой в верхнем регистре слева и справа от «Евхаристии» соответственно «Рождество Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы». Ниже - изображения св. отцов в композиции «Мелизмос» (Поклонение Жертве), в нишах алтарной апсиды - композиция «Иисус во гробе» и образ свт. Николая Чудотворца. Над сев. и юж. окнами алтаря изображены сцены «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб». В зените купола - традиц. образ Христа Пантократора. В барабане следуют ярусы с изображениями (сверху вниз) серафимов с рипидами, архангелов, пророков, Римских епископов (папы Сильвестр, Вигилий (в надписи - Вергилий), Григорий, Целестин, Агафон и др.), «Престол уготованный» (в одном ряду со св. Убрусом, св. Чрепием и тетраморфом), евангелисты. В медальонах на сводах нефа изображены апостолы от 70. На сводах и стенах наоса - Страстной цикл и цикл Воскресения Христова, а также неск. сцен чудес Спасителя и изображения св. воинов (последние - в нижнем регистре росписей). Над входом в наос на западной стене изображена композиция «Анапесон» (Спас Недреманное Око). Росписи нартекса содержат детальный цикл Жития св. Иоанна Крестителя. Под влиянием росписей Троицкой ц. К. в декор нартекса был включен акафистный цикл. Восхваляя Воплощение Господне и указывая на Спасение (к-рое возможно только через Жертву и Воскресение), этот цикл созвучен по смыслу с изображением прор. Ионы, проглатываемого китом, над арочным проемом дверей из нартекса в неф. Посвящение обители Св. Троице отразилось в расположении в нише, прорезанной над входом в неф, изображения Св. Троицы (ветхозаветной). Его фланкируют образы св. патронов больничной церкви - апостолов Петра и Павла. Также в росписи отражена память об основателях обители - господаре Мирче Старом и его сыне Михаиле, образы к-рых помещены на зап. стене нартекса.
Авторами росписи были, по-видимому, мастера, сформировавшиеся в художественной среде Македонии или Сербии, где зап. готическое и ренессансное искусство органически переплеталось с традициями православного (греческого, византийского и поствизантийского) искусства. Имена изографов зафиксированы в конце пространной памятной надписи, расположенной на 3 стенах нартекса (над нижним ярусом живописи): «и писа(х) аз многогрешнаг(о) Давы(д) зугра(ф) и с(ы)не ег(о) Ра(д)усла(в) в[ъ] ле(т)[о] 7051 (1542-1543.- Авт.)».
Здания, окружающие ц. Св. Троицы, были переделаны в сер. XIX в. боярами Г. Бибеску и Б. Штирбеем. Сохранились 2 парекклисиона. Первый, в честь Успения Пресв. Богородицы,- в юго-вост. углу монастырского ансамбля. Он был построен в 1583 г. игум. Амфилохием, тогда же расписан (под записью 1835). Второй, во имя Всех святых, расположен на северо-востоке, построен в XVIII в. игум. Иоанном из Хурези и значительно переделан в 1859 г. Во дворе находятся 2 фонтана: Нягое I Басараба (1517) и Большой (XVI в.; украшен рельефами). В 40-50-х гг. XIX в. построены 2 павильона, один из которых служил летней королевской резиденцией. Ансамбль реставрирован в 1958-1962 гг. (росписи поновлялись в 1984-1986). В 70-х гг. XX в. проведено центральное отопление. В одном из помещений корпуса, расположенных к востоку от ц. Св. Троицы, на берегу реки, открыт музей (иконы XVI-XIX вв., рукописи, гравюры, облачения).