(Пятницкий Иван Алексеевич; 22.09.1844, с. Брынь Жиздринского у. Калужской губ.- 1922 (1923?), Томск), митр. Томский. Из семьи пономаря. По окончании Калужских ДУ и ДС поступил в 1866 г. в МДА. В 1870 г. окончил академию магистром богословия, однако из-за перехода МДА на новый устав официально получил звание магистра позднее. В авг. того же года избран Советом МДА помощником секретаря Совета и правления. С 1871 г. помощник инспектора академии. В авг. 1872 г. избран на съезде депутатов духовенства Мещовского училищного округа Калужской губ. на должность смотрителя Мещовского ДУ. С окт. 1873 г. преподаватель основного и догматического богословия в Вифанской ДС, в сент. 1874 г. назначен преподавателем франц. языка, временно преподавал Свящ. Писание и литургику. 6 нояб. 1878 г. утвержден в ученой степени магистра богословия. 12 авг. 1886 г. принял монашеский постриг в Гефсиманском скиту ТСЛ с наречением имени Иаков. 15 авг. рукоположен во диакона, 17 авг.- во иерея. 22 сент. того же года назначен ректором Вифанской ДС. 1 окт. возведен в сан архимандрита. В 1888 г. назначен цензором «Троицкого листка».
30 марта 1891 г. по докладу Свят. Синода И. был определен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 28 апр. в Успенском соборе Московского Кремля, возглавил митр. Московский Иоанникий (Руднев). И. являлся председателем епархиального училищного совета, духовно-просветительного братства во имя св. кн. Георгия, миссионерского противораскольнического братства Св. Креста. Возглавлял комитет по сбору пожертвований и оказанию помощи пострадавшим от неурожая в Нижегородской губ.
29 сент. 1892 г. назначен епископом Уманским, 3-м викарием Киевской епархии. С упразднением Уманской кафедры назначен 16 сент. 1893 г. епископом Чигиринским, 2-м викарием той же епархии. Председатель Киевского братства ревнителей Православия во имя св. кн. Владимира и Богоявленского братства для помощи бедным студентам КДА, товарищ председателя епархиального комитета Православного миссионерского об-ва, почетный член Церковно-археологического общества при КДА. 26 янв. 1898 г. назначен епископом Кишинёвским и Хотинским. Вызывался для присутствия в заседаниях Святейшего Синода (окт. 1900 - апр. 1901). В 1902 г. основал в епархии миссионерско-просветительное Христорождественское братство.
12 авг. 1904 г. переведен правящим архиереем в Ярославль с возведением в сан архиепископа. Возглавлял братство во имя свт. Димитрия Ростовского. В 1905 г. во время революционных событий в городе успокоил волнения учащихся Ярославской ДС. В связи с постановлением Святейшего Синода от 27 июля 1905 г. по вопросу о церковной реформе И. высказался как епархиальный архиерей о целесообразности проведения церковных преобразований (публиковалось в изд. «Отзывы архиереев» и отдельно в брошюре, изданной самим И.). Выступал за возрождение Патриаршества, поддержал создание митрополичьих округов, считал, что на предстоящем Поместном Соборе правом решающего голоса могут пользоваться только архиереи, причем викарные - только с согласия епархиальных. Выступил категорически против депутатства архиереев и иереев в Гос. думе, участия духовенства в деятельности политических партий. Предложил собственный проект реформы духовного образования: соединение 3 нижних классов ДС с ДУ и превращение их в общеобразовательные средние школы, создание из 3 высших классов ДС пастырских уч-щ, в к-рые могли бы поступать выпускники как ДУ, так и гимназий и др. светских учебных заведений. Считал, что ДУ как сословные учебные заведения можно сохранить лишь временно, учитывая социальное положение духовенства. Выступал против автономии духовных академий. Высказался за создание единоверческого епископата, за пересмотр отношения к Белокриницкой иерархии старообрядцев и снятие клятв Собора Русской Церкви 1667 г. на старые обряды, за большую терпимость в вопросах браков православных со старообрядцами и инославными христианами, за изменения в языке богослужения, поскольку «возвышенное богослужение наше из-за пристрастия к умершему языку превращается в непонятное словоизвержение». При этом считал, что перевод богослужения на совр. рус. язык «невозможен по многим причинам», но предложил обсудить вопрос об исправлении церковнослав. перевода богослужебных книг с устранением из него архаизмов и греч. расположения слов в речениях т. о., что будет создан, по словам И., «новославянский» язык. Участвовал в Предсоборном присутствии РПЦ 1906 г., был председателем 3-го Отдела о реформе церковного суда и пересмотре брачного законодательства. 25 янв. 1907 г. назначен архиепископом Симбирским и Сызранским. С 10 дек. 1910 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Из-за слабости здоровья почти не ездил по епархии. Избран почетным членом МДА 26 сент. и КДА 9 нояб. 1912 г.
Награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1880), св. Анны 3-й (1884), 2-й (1889) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 3-й (1893) и 2-й (1901) степени, св. Александра Невского (1907), бриллиантовым крестом на клобук (1916).
Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Председатель Уставного отдела Собора, почетный председатель Отдела о духовных академиях. В заседаниях Собора участия почти не принимал. Во время 1-го тура тайного голосования на выборах Патриарха 30 окт. 1917 г. кандидатура И. получила 3 голоса. 28 нояб. того же года в числе старейших и заслуженнейших архипастырей возведен Патриархом св. Тихоном в митрополиты.
После занятия в авг. 1918 г. Казани войсками Чехословацкого корпуса и Народной армии правительства Комитета членов Учредительного собрания (Комуч) приветствовал новую власть и благословил сбор средств в храмах в пользу Народной армии. В сент. покинул Казань вместе с отступавшими белыми войсками. В нояб.-дек. 1918 г. участвовал в Сибирском церковном совещании в Томске, был избран его почетным председателем. Исполнял обязанности временно управляющего Томской епархией. Остался в Томске после его занятия Красной Армией в кон. 1919 г. В марте 1920 г. Патриарх Тихон назначил И. митрополитом Томским. 29 мая 1920 г. он был переведен на Иркутскую кафедру. Прибыл в Иркутск 14 июня, а 12 июля того же года был вновь назначен митрополитом Томским. В Томске после конфискации советскими властями архиерейского дома жил в помещении на хорах кафедрального собора. В нач. 1921 г. подал прошение об увольнении на покой. Назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, однако в Москву не прибыл. В кон. 1921 г. подал Патриарху прошение о возвращении к архиерейскому служению, к-рое не было удовлетворено. В марте 1922 г. арестован, помещен в тюрьму ГПУ, через короткое время был освобожден. Проживал под надзором в томском Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре, где и скончался. Могила И. не сохранилась.