(Орлинский Евфимий Поликарпович; 21.12.1806, с. Чёрный Верх Белёвского у. Тульской губ.- 21.02.1883, Могилёв), архиеп. Могилёвский и Мстиславский. Род. в семье дьячка. Обучался в Белёвском ДУ, Тульской ДС, где с 9 сент. 1826 г. исполнял обязанности «лектора» по среднегреч. языку. Ревизовавший семинарию в 1828 г. проф. МДА прот. Феодор Голубинский избрал Орлинского для отправки на обучение в МДА. В академии его другом стал А. В. Горский. Окончил МДА в 1832 г., 29 мая того же года возведен в степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» и пострижен в монашество с именем Евсевий, 1 июля рукоположен во диакона, 3 июля - во иерея. 29 авг. 1832 г. удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором и профессором церковной истории и греч. языка Вифанской ДС, с 20 нояб. того же года преподавал древнеевр. язык, с кон. 1834 г.- пастырское богословие. 15 сент. 1833 г. удостоен звания соборного иеромонаха при Донской иконы Божией Матери московском монастыре. 25 нояб. 1834 г. стал инспектором и профессором по классу философии в МДС. В авг. 1838 г. назначен инспектором и бакалавром богословских наук в МДА, 15 окт. того же года возведен в сан архимандрита, 28 окт. стал членом академической конференции. 30 мая 1840 г. назначен экстраординарным профессором, читал лекции по новому предмету - церковному законоведению. С 14 сент. 1841 г. ректор МДА, в нояб. утвержден в должности. Поддерживал в академии строгий порядок. Ревизовал Нижегородскую (1840), Саратовскую (1840), Тульскую (1843), Рязанскую (1843), Калужскую (1843), Костромскую (1845), Вологодскую (1845), Вифанскую (1846) семинарии. С 9 апр. 1842 г. был настоятелем московского в честь Богоявления монастыря, с 31 авг. 1845 г.- Высокопетровского во имя свтятителя Петра, митрополита Московского, монастыря.
10 дек. 1850 г. Е. был перемещен в Самару (вскоре после учреждения Самарской губ.), куда прибыл 28 марта 1851 г. 30 марта учредил епархиальное управление, 31 марта открыл и возглавил Самарскую и Ставропольскую епархию, 1 апр. совершил 1-ю литургию в Вознесенском соборе Самары, ставшем кафедральным. Особую заботу проявил о ДУ, переведенном из Ставрополя в Самару, пожертвовал для его б-ки 300 наименований книг (700 томов), впосл. присылал автографы своих проповедей. Предложил преобразовать ДУ в ДС (семинария открылась после его отъезда, в 1858). При нем в 1853 г. был основан бузулукский в честь Преображения Господня монастырь. Е. принял участие в становлении самарской в честь Иверской иконы Божией Матери жен. общины (с 1860 мон-рь), в 1855 г. освятил в ней Иверскую ц. Немало внимания уделял миссионерской деятельности среди молокан. Ежегодно по неск. раз объезжал епархию, прекрасно знал статистику губернии.
3 нояб. 1856 г. Е. был переведен на Иркутскую и Нерчинскую кафедру, 31 марта 1858 г. возведен в сан архиепископа. Ввел в Иркутской ДС преподавание монг. языка, составил брошюру «Наставления священникам, служащим между язычниками и новообращенными к православной вере» (СПб., 1860). 25 мая 1857 г. совершил таинство Крещения над главным тайшой тунгусских бурят З. Хамаковым, в сент. того же года крестил еще 720 чел. Много путешествовал по епархии, проезжая в день до 100 верст, зимой спускался в низовья р. Ангары, от устья Илима до Илимска (где нельзя было проехать летом), посещал Кяхту, оставил дневниковые записи о путешествиях. Участвовал в отправке в Китай в 1857/58 г. 14-й Пекинской духовной миссии. В 1858 г. обновил раку для мощей Иркутского еп. св. Иннокентия (Кульчицкого). Вместе с Камчатским архиеп. св. Иннокентием (Вениаминовым) в 1859 г. участвовал в хиротонии Петра (Екатериновского) во епископа Новоархангельского, в 1860 г.- Павла (Попова) во епископа Якутского.
29 авг. 1860 г. переведен на Могилёвскую кафедру. Выехав из Иркутска 24 нояб. 1860 г., прибыл в Могилёв 29 янв. 1861 г. Заботился о постройке, об обновлении, об украшении десятков церквей в Могилёве и в провинции, собирая для этого средства по всей России и за границей, ходатайствуя перед Святейшим Синодом о выделении субсидий. При нем был отреставрирован Иосифовский кафедральный собор в Могилёве, заложены и освящены церкви во имя арх. Михаила в Климовичах, Крестовоздвиженская в Могилёве, Александро-Невская в Рогачёве, Александро-Невская в Мстиславле и др. Здание Могилёвской ДС было капитально отремонтировано и расширено, Гомельское ДУ было переведено в др. здание, в Мстиславском ДУ открыта аптека. Е. заботился об улучшении миссионерской деятельности среди старообрядцев, штундистов, униатов, с 1866 г. начал создавать противораскольнический отдел при Могилёвском правосл. братстве. С 1861 по 1878 г. произнес в епархии более тысячи поучений, проповедей. Многократно проводил беседы с прихожанами.
С 8 мая 1862 по 21 июля 1864 г. был присутствующим в Синоде, участвовал в открытии 17 янв. 1863 г. при Синоде Присутствия по улучшению быта правосл. белого духовенства. Составил «Беседы о христианской свободе к получившим свободу от крепостной зависимости» (М., 1862. СПб., 18642). Узнав о начале Польского восстания 1863-1864 гг., исходатайствовал отпуск в епархию, куда прибыл 9 мая 1863 г. и 19 июня предпринял поездку по епархии. Руководивший подавлением восстания ген.-губернатор Северо-Западного края М. Н. Муравьёв просил о продлении его отпуска до 1 нояб. того же года. 16 апр. 1878 г. Е. стал членом Синода. 2-3 июля 1882 г. в Могилёве торжественно отпраздновал 50-летие служения в священном сане. Из-за ухудшения его здоровья с июля того же года епархией временно управлял Муромский еп., вик. Владимирской епархии, Иаков (Кротков). 6 окт. 1882 г. Е. по своему прошению был уволен на покой в могилёвский Братский в честь Богоявления мон-рь с оставлением в звании члена Синода и пенсией в 2 тыс. р.
Многочисленные беседы, поучения, проповеди Е. печатались в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе», «Душеполезном чтении», «Христианском чтении» и др. Собрание проповедей Е. выдержало неск. изданий, нек-рые из них были помещены в качестве образцов в сб. «Избранные поучения двенадцати архипастырей Русской Церкви, с их портретами» (М., 1861. С. 396-444). Большую часть бесед посвятил нравственным вопросам, в т. ч. проблеме христ. воспитания детей. Занимался исправлением службы равноапостольным Кириллу и Мефодию. Собрал большую б-ку, к-рую завещал Могилёвским ДС и ДУ (1,48 тыс. наименований), Могилёвскому муж. и Буйничскому жен. уч-щам, Могилёвскому архиерейскому дому и церкви с. Чёрный Верх. Е. был почетным членом конференций СПбДА (1859) и МДА (1871). Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1849), св. Владимира 2-й (1856) и 1-й (1882) степени, св. Александра Невского (1863), алмазными знаками того же ордена (1868).
Погребен 24 февр. 1883 г. в Спасской ц. Могилёвского архиерейского дома близ иконостаса на южной стороне. Отпевание совершал Могилёвский еп. Виталий (Гречулевич) (см. Слово, сказанное им при отпевании: Могилёвские ЕВ. 1883. № 17. С. 355-358).
Существует предположительный живописный портрет Е. Погрудное изображение в овале, созданное акад. Л. С. Игоревым (ЦАК МДА; надпись на подрамнике: «Писалъ художникъ Левъ Игоревъ. Март. 1858 года»), представляет архиерея вполоборота вправо, в рясе и клобуке, с благословляющей десницей, на груди панагия с образом «Несение Креста», орденские знаки св. Владимира 2-й степени и св. Анны 1-й степени со звездами; у него длинные светлые пряди волос и небольшая редкая борода. Поскольку в 1857-1864 гг. Игорев находился в 14-й Пекинской духовной миссии (см., напр.: Воспоминания акад. АХ Л. С. Игорева // Саратовский край: Ист. очерки, восп., мат-лы. Саратов, 1893. Вып. 1. С. 363-372), наиболее вероятно, что он выполнил портрет Иркутского архипастыря, который оказывал миссии содействие. Внешний облик иерарха соответствует изображениям Е. в печатной графике. Портрет написан накануне возведения Е. в сан архиепископа.
Известно неск. поясных портретов Е. в технике литографии, созданных в годы его пребывания на Могилёвской кафедре. На эстампе А. Т. Скино, напечатанном в мастерской К. Эргота в нач. 60-х гг. XIX в. (варианты в ГИМ, ЦАК МДА), он запечатлен сравнительно молодым, вполоборота влево, в рясе и клобуке, с орденами св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени, на панагии образ Благовещения Богородицы. По-видимому, рисунок восходит к раннему живописному образцу с «зеркальным» поворотом фигуры. Лист был помещен в изд.: Избранные поучения 12 архипастырей Русской Церкви, с их портретами. М., 1861. Др. эстамп Эргота (ЦАК МДА), судя по возрасту изображенного, исполнен немного позднее; иерарх показан возле стола, в рясе и клобуке, с панагией и 2 звездами, волосы и борода с проседью, лоб нахмурен, взгляд устремлен вдаль, на правой руке четки, левая лежит на столе. Вариант этой иконографии с левым поворотом фигуры (правая рука на столе, четок нет, на лице легкая улыбка) имеется на литографии Шемиота (ЦАК МДА), приложенной к изданию писем Е. к монашествующим.