Де́чаны [серб. Дечани; Високи Дечани], муж. мон-рь во имя Христа Пантократора (имел посвящения в честь Вознесения Господня в память о мон-ре в К-поле, в к-ром основатель обители св. кор. Стефан Дечанский провел неск. лет, и во имя Св. Троицы) Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Памятник архитектуры, в 2004 г. внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен близ с. Дечани, в ущелье р. Бистрицы (Косово и Метохия). Настоятель - еп. Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии Феодосий (Шибалич). В братии 30 монахов (2007).
По преданию, на этом месте планировал основать мон-рь еще свт. Савва I Сербский. Как задужбину и место своего захоронения Д. основал св. кор. Стефан Дечанский в 1327 г., после 1330 г. он посвятил обитель победе над болгарами и греками. Место для обители ктитор выбрал по совету архиеп. Сербского св. Даниила II, к-рому поручил контроль за строительством. В 2 повельях 1330-1331 гг. кор. Стефан рассказал историю создания монастыря и перечислил его владения и имена ктиторов. После смерти Стефана его сын, царь Душан, завершил строительство и издал дарственную грамоту (ок. 1343-1345), увеличившую богатства мон-ря. По окончании строительства, либо 29 июня 1332 г. (Житие св. Стефана), либо в 1335 г., в храме были перезахоронены останки кор. Стефана. От мощей стали происходить чудотворения, и они были открыты для поклонения. В тот период они находились в ковчеге перед алтарем, с левой стороны от царских врат (в наст. время расположены справа). В сер. XIV в. в Д. была похоронена сестра св. Стефана, прп. Елена Дечанская, впосл. ее мощи были положены справа от царских дверей.
В XIV в. к Д. был приписан мон-рь Градиште. После Косовской битвы в 1389 г. турки разорили мон-рь, разрушили надвратную колокольню, келейные корпуса и царские палаты, храм чудом был спасен от обращения в мечеть, но его иконостас был разрушен. В 1397 г. кнг. св. Милица обновила мон-рь и издала дарственные грамоты. Мон-рь имел систему фортификационных сооружений и служил крепостью. На содержании обители находился военный гарнизон во главе с начальником-воеводой, к-рый вместе с игуменом управлял дечанскими владениями. Из описаний посмертных чудес св. кор. Стефана Дечанского известны имена неск. светских соуправителей мон-ря, которые вступили в конфликт с обителью и ее настоятелем, за что впосл. были жестоко наказаны св. покровителем (напр., чельник Ивой (Ивое), назначенный вдовой св. кор. Стефана Еленой, и свирепый Юнец (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак / Авт.-сост.: А. Давидов, Г. Данчев, Н. Дончева-Панайотова и др. София, 1983. С. 128, 130, 132, 134; Наумов Е. П. Кем написано второе житие Стефана? // Славянский архив. М., 1963. С. 60-73).
В кон. XIV - нач. XV в. игуменом Д. был буд. митр. Киевский и Литовский Григорий Цамблак. В составленных им Житии и службе кор. св. Стефану Дечанскому он сообщил нек-рые факты из истории обители и дал подробное ее описание, к-рое служит надежным источником для реконструкции ее первоначального вида (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. С. 102-104; Трифуновић Ђ. Цамблаков опис дечанског храма у светлости византиjске естетике // Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. С. 183-188).
После османского завоевания Сербии монашеская жизнь в Д. в отличие от мн. др. серб. мон-рей не угасла, хотя часть его владений была конфискована. Мон-рь был освобожден от части налогов, т. к. на дечанских игуменов была возложена обязанность разведения соколов для султанского двора. Согласно подати, уплаченной мон-рем в 1485 г., его доходы чуть превышали 1 тыс. акче.
2-я пол. XVI в. стала для Д. кратким периодом расцвета, связанным с восстановлением Печской Патриархии, мон-рю даже удалось расширить владения. Патриарху Печскому Антонию (Соколовичу) приписывается роспись царских врат церкви. В XVI в. в Д. подвизались преподобные Нестор и Евфимий, а в общей стихире серб. святым упоминаются дечанские пустынножители Ефрем и Евстафий. До XVIII в. мон-рь имел владения в Валахии, господари к-рой оказывали финансовую помощь мн. правосл. мон-рям в Османской империи. Со временем экономическое положение обители ухудшалось, для защиты прав мон-ря игумены и их представители обращались к верховной турецкой власти в Стамбуле в 1506, 1539, 1572, 1577, 1581, 1595, 1598, 1602, 1672, 1677, 1699 гг. и позднее. В 1558 г. местный спахия Нухо Топчуоглу собирался разрушить собор в обители, утверждая, что под ним находится серебряный рудник; храм сохранило лишь вмешательство султана Сулеймана Великолепного.
В сер. XVII в. из-за ослабления центральной власти в Османской империи возросла безнаказанность и агрессивность местных феодалов. Положение усугубляли расселявшиеся на окрестных землях албанцы-мусульмане, не почитавшие христ. святыни. В 1644-1645 гг. дечанский монах отметил в книге, что в это время мон-рю была «великая неволя» от албан. племени Климентов. В 1687 г. Арап-паша разорил окрестности Д. Одной из форм эксплуатации мон-ря албанцами была т. н. защита обители. Под предлогом обеспечения безопасности в мон-ре поселялись албан. вооруженные отряды, и монахи были обязаны их содержать. В 1692 г. мон-рь был разорен отрядом Татархана и лишь заступничеством св. покровителей был спасен от уничтожения. В кон. XVII - сер. XVIII в. неск. раз пострадал от пожаров. В 1707 г., по свидетельству католич. архиепископа г. Бар, в Д. было 3 монаха. В 1720 г. игум. Мелетий и 12 иеромонахов дали присягу, что никогда не покинут мон-рь. Была составлена т. н. Клятвенная книга, впосл. пополнившаяся подписями и др. насельников (Дечани. № 152).
В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятные условия, Д. оставались важным центром церковной и культурной жизни Сербии. Мон-рю оказывали помощь и покровительство мн. иерархи Сербской Церкви. 25 авг. 1635 г. Д. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) и рукоположил 4 диаконов и 2 пресвитеров, 11 нояб. 1670 г. митр. Хвостенский Арсений III (Черноевич; впосл. патриарх Сербский) рукоположил 4 монахов и белого священника. Для поклонения мощам св. кор. Стефана Дечанского в мон-рь в 1727 г. приходили патриарх Арсений IV (Йованович-Шакабента), в 1757 г. митр. Валевский Феодосий (Стефанович-Попович) и др. В 1778 г. в Д. встретились 15 серб. архиереев, но повод встречи неизвестен.
Д. всегда были общежительным мон-рем, поначалу, вероятно, лаврского типа. Поблизости действовали скиты и келлии с небольшим числом насельников. В тур. описях XVI в. перечислено 9 келлий; самые известные из них - Пресв. Богородицы и Трех святителей, где сохранились росписи XIV-XV вв.
С 1764 г. в течение 47 лет настоятелем Д. был игум., с 1811 г.- архим. Даниил (Кажанегра; † 1820). В начале его управления мон-рь был в развалинах, за исключением церкви, в нем проживал один монах. Усилиями архим. Даниила были отреставрированы трапезная и собор, сделан иконостас храма, построена гостиница для паломников. После греч. восстания 1821-1829 гг. игумен мон-ря митр. Рашский Захария был заключен в темницу, а неск. дечанских монахов повешено. Продолжалось благоустроение мон-ря: в 1834 г. был обновлен сев. братский корпус, в 1836 г. на средства кн. Милоша Обреновича построена трапезная, в 1840 г. построены еще 2 братских корпуса, в 1855 г. устроены 2 источника питьевой воды, в 1857 г. на средства кн. Александра Карагеоргиевича храм был покрыт свинцовой кровлей. В этот период братия насчитывала ок. 20 монахов. В монастырской школе обучались дети из окрестных сел. Во время албан. восстания 1845 г., турецко-черногорской войны 1858 г. и набегов местных албанцев на мон-рь возлагалось содержание воюющей стороны, в зону контроля к-рой он попадал.
В 1857 г. Д. посетил рус. консул в Боснии и Герцеговине А. Ф. Гильфердинг. Согласно его заметкам, в Д. проживало ок. 15 монахов, в окрестных селах Дечани, Лочане и др. было всего 11 правосл. домов и более 3 тыс. мусульманских. Мон-рь имел лишь виноградник под Призреном и существовал благодаря милостыне, собираемой в освобожденных от турок областях Сербии. В кон. 50-х гг. XIX в. в Россию для сбора милостыни приехали дечанские иеромонахи Агафангел и Кирилл и привезли для поклонения монастырский напрестольный крест с частицей Животворящего Креста, вклад св. царя Душана. В 1862 г. в Архангельске на собранные по всей России пожертвования для Д. были отлиты 4 колокола. В 1863 г. рус. фрегаты «Димитрий Донской» и «Ослябя» доставили их в ближайший к Д. порт Бар (Черногория).
В 1897 г. настоятелем Д. был назначен архим. Иоанникий, при котором за 4 года обитель была почти полностью разорена: долги удвоились, мн. рукописи и документы из б-ки и святыни были проданы, братия насчитывала 1-2 чел., велись переговоры о ее пополнении монахами-униатами. В 1902 г. митр. Рашско-Призренский Никифор (Перич) обратился к иеросхим. Кириллу (Абрамову) из афонской келлии свт. Иоанна Златоуста, приписанной к серб. мон-рю Хиландар, но населенной в тот период рус. монахами, с просьбой прислать монахов и «устроить общежитие в запустевшем монастыре». Для ознакомления с положением в Д. был послан иером. Арсений. Идею перевода рус. монахов в Д. поддержал министр иностранных дел Сербии С. Груич. В янв. 1903 г. митр. Никифор и иеросхим. Кирилл подписали акт передачи монастыря, который заверили представители общин Призрена, Печа и Джяковицы. Обитель была взята под покровительство рус. консула в Призрене. В Д. поселились 28 рус. монахов во главе с иеросхим. Кириллом. Они возобновили ежедневное богослужение, устроили больницу и открыли школу с пансионом для сельских детей. Был построен братский «русский» корпус. Близ мон-ря стали селиться правосл. сербы, а албанцы перестали разорять обитель. Хотя рус. монахи поселились в Д. по просьбе серб. церковной власти, серб. общественность выступила с осуждением этого акта, а серб. печать называла его «дечанской аферой» и «захватом русскими сербской святыни». С мая 1903 г. серб. правительство пыталось расторгнуть либо изменить условия договора. В результате в договор были внесены дополнения: при игумене ввели должность наместника, обязательно серба по происхождению, количество рус. монахов ограничивалось 10, а срок соглашения истекал в сент. 1913 г.
В нояб. 1904 г. митр. Никифор направил в Д. комиссию, к-рая положительно отозвалась о деятельности рус. иноков. 4 февр. 1905 г. имп. Николай II по просьбе министра иностранных дел В. Н. Ламздорфа и ходатайству обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева повелел ежегодно выдавать мон-рю по 10 тыс. р. и разрешил сбор пожертвований в России, для чего в Одессе было открыто представительство обители. В 1908 г. была опубликована Дечанская летопись с историческими комментариями диакона церкви рус. посольства в К-поле Николая Махрова. Весной 1908 г. Д. посетил директор Русского археологического ин-та в К-поле Ф. И. Успенский и составил план экспедиции по изучению фресок мон-ря и изданию посвященной им монографии. Но из-за недовольства присутствием рус. монахов в Д., к-рое выражали серб. печать, гос. и церковные власти, 14 июня 1910 г. имп. Николай II по ходатайству премьер-министра П. А. Столыпина, Святейшего Синода и МИД России решил отозвать рус. монахов из Д. В благодарность за финансовые затраты, понесенные келлией свт. Иоанна Златоуста на содержание Д. (только на школу-пансион в год тратилось 5 тыс. р.), МИД России просил серб. правительство содействовать возведению келлии в ранг скита, но этого не произошло. Идеолог передачи Д. рус. монахам митр. Рашско-Призренский Никифор в 1911 г. был вынужден уйти в отставку.
Во время первой мировой войны, в кон. 1915 г., Д. разграбили болг. солдаты, а потом заняли австр. войска и интернировали всех насельников в Венгрию. Богослужение в мон-ре было возобновлено осенью 1918 г., когда мон-рь был обновлен, а его настоятелем стал архим. Леонтий (Нинкович). В нач. 1920 г. в зап. келейном корпусе был устроен приют для детей-сирот, число к-рых вскоре достигло 150. Перед началом второй мировой войны братия насчитывала ок. 200 монахов, в т. ч. 35 в священном сане. Действовала монашеская школа, в к-рой обучалось 120 чел. Долгое время ее возглавлял эмигрировавший после революции в России еп. Сумский, вик. Харьковской епархии Митрофан (Абрамов; в схиме Макарий) (см.: Косик В. И. Русская Церковь в Югославии: 20-40-е гг. ХХ в. М., 2000. С. 245). В окрестностях обители перед войной проживало 40% сербов и 60% албанцев.
После оккупации Югославии в апр. 1941 г. в Д. пытался найти защиту еп. Рашско-Призренский Серафим (Йованович). Но на Пасху 1941 г. мон-рь заняли нем. войска, а потом он оказался в итал. зоне оккупации. Еп. Серафим был арестован и умер в 1945 г. в заключении. Гонения и мученическую кончину претерпели мн. насельники мон-ря, в т. ч. послушник Мирко Вуисич был убит коммунистами в мае-июне 1945 г., архидиак. Гавриил (Ковачина) умер в тюрьме в 1946 г. Албанцы изгнали из окрестных сел тысячи правосл. жителей, к-рым впосл. власти не разрешили вернуться.
С окончания войны и до 1957 г. настоятелем мон-ря был рус. эмигрант игум. Феодосий (Мельник), бывш. келейник митр. Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого). При проведении в 1946 г. в Югославии аграрной реформы Д. были включены в 1-ю группу наиболее крупных серб. монастырей. Обители было оставлено 20 га необработанной пашни и 30 га угодий вместо 231 га пашни и 618 га угодий, пригодных для сельского хозяйства. Были конфискованы практически все монастырские запасы. Царские палаты, «призренский» братский корпус, склады, пекарню, трапезную и большую кухню по распоряжению властей передали детскому саду, на 1-м этаже «милошева» братского корпуса разместили санаторий. В распоряжении мон-ря остались квартира настоятеля, 4 жилые комнаты, 3 магазинчика (2 из к-рых долгое время оставались опечатанными представителями комиссии), подвал, 1 комната для паломников и маленькая кухня. Попытки церковных властей опротестовать решения Комитета по Косову и Метохии результатов не дали.
В нач. 90-х гг. ХХ в. в Косове и Метохии усилилось стремление албанцев к отделению края от Сербии, к-рое сопровождалось насильственным вытеснением малочисленного серб. населения, нападениями на правосл. храмы и мон-ри. 6 авг. 1992 г. из ризницы Д. в безопасное место были перенесены ценные предметы и иконы. Чтобы поддержать мон-рь, еп. Артемий (Радосавлевич) перевел в него неск. монахов из мон-ря Црна-Река. В 1998 г. братия Д. насчитывала 25 монахов и послушников. В окрестностях в тот период проживало ок. 600 сербов и 55 тыс. албанцев. Серб. семьи оставляли свои дома и селились в бунгало близ Д., а скот размещали в монастырских сараях. В 1999 г. во время бомбардировок Косова и Метохии военными силами НАТО в монастыре нашли защиту не только сербы, но и ок. 200 албанцев. После ухода югослав. армии из края в Д. скрывались сербы, ок. 50 цыган и мусульм. семья. В июне 1999 г. Д. вошли в итал. зону КФОР. В окт. 2002 г. 33 насельника обители, оставшиеся единственными сербами на территории общины Дечани, отказались голосовать на выборах в местные органы власти в знак протеста против бесправного положения серб. населения. В 2006 г. были построены стена длиной 450 м для защиты обители со стороны реки, новый келейный корпус и котельная. В нач. 2007 г. братия потребовала установить защитную зону вокруг мон-ря. Военные КФОР охраняют насельников и сопровождают их во время выходов из обители, даже к источнику воды в 100 м от мон-ря.
Мон-рь всегда был центром духовного образования в крае, из его братии вышли мн. иерархи СПЦ: св. Ефрем, патриарх Печский (1375-1380, 1389-1390), в 1746 г. как настоятель Д. упоминается архим. Иоанн (Джорджевич; митрополит Карловацкий в 1769-1773). В наст. время братия занимается иконописью, резьбой, овощеводством и животноводством.
Монастырский комплекс, строительство к-рого продолжалось с 1327 по 1335 г., включает каменные соборный храм (1334/35), трапезную, ограду с надвратной башней, кельи и подсобные помещения. Близ мон-ря расположено кладбище с фундаментом разрушенной 3-конховой церкви. Строители комплекса (кроме главного храма), мастер Георгий и его братья Доброслав и Никола, работали еще при отце кор. св. Стефана, кор. св. Милутине. За работу им было пожаловано село рядом с мон-рем, включенное по их просьбе в монастырские владения. Из сооружений мастера Георгия лучше всего сохранилась трапезная, представляющая собой обширное прямоугольное в плане здание с апсидой, внутри к-рой сохранился каменный стол перед игуменским престолом. Снаружи трапезная украшена арками на неглубоких пилястрах. Здания, особенно корпуса келий, не сохранились в первоначальном виде или были заменены позднейшими постройками.
Собор был построен по проекту мастера Вита Трифунова, настоятеля ц. св. Девы Марии францисканского мон-ря и прокуратора мон-ря св. Франьо в Которе; сведения об архитекторе, ктиторе и времени строительства храма сообщает надпись, выбитая над юж. порталом. Собор Д. отличается монументальностью объемов и изысканностью декоративного решения, удачным соединением серб., визант. и романо-готических форм.
Объемно-пространственное решение собора - сочетание увенчанного куполом наоса с обширным нартексом, в архитектуре к-рого подчеркнута ось «запад-восток»,- следует традициям рашской школы серб. архитектуры, у истоков к-рой стоял храм Богородицы Евергетиды в Студенице (1183-1196) и завершением к-рой стал храм в Д. Но в отличие от большинства построек рашской школы наос собора представляет собой крестово-купольный храм. Этот тип постройки стал ведущим для поздневизант. архитектуры и использован в заказанных кор. Милутином храмах Богородицы Левишки в Призрене (1306-1307) и Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница (ок. 1315). Купол собора опирается на 4 столба сложного сечения. Собор имеет 3 небольшие полуциркульные апсиды, непосредственно примыкающие к наосу. Алтарь расположен в центральной апсиде и примыкающем к ней вост. компартименте центрального нефа. В сев.-вост. компартименте наоса размещен парекклисион Богородицы, юго-восточный полностью изолирован и имеет лишь наружный вход. Сев.-вост. и юго-вост. компартименты перекрыты полуцилиндрическими сводами, все остальные ячейки наоса и нартекса - крестовыми. С севера и юга к наосу пристроены узкие нефы, открывающиеся в зап. и центральную части наоса двойными арками. В сев. нефе размещен парекклисион вмч. Димитрия, в южном - свт. Николая. Обширный нартекс соединяется с наосом через портал центрального нефа. Его конструкция уникальна и для визант., и для серб. архитектуры. Он имеет близкий к квадрату план, крестовые своды опираются на 4 тонкие мраморные колонны. В сев.-вост. части устроен парекклисион вмч. Георгия.
Интерьер Д. отличается применением строгой, математически рассчитанной модульной системы, позволяющей добиться соразмерности и гармоничности частей. Благодаря тому что стены за счет использования крестовых сводов лишены опорной функции, были расширены оконные проемы и порталы, увеличены площадь и высота (до 28 м) интерьера, его обозримость и освещенность. Восприятию пространства в целом способствует и использование тонких мраморных колонн. Мраморными плитами выложен пол храма, в центральной части наоса он декорирован розеткой. Мрамор использован также в декоре игуменского престола, алтарных преград, престолов, надгробий и др.
Во внешнем облике собора подчеркнута базиликальная протяженность. Наос перекрыт 2-скатной кровлей с понижением над узкими нефами-парекклисионами. Цилиндрический барабан, перекрытый полусферическим куполом, покоится на кубическом основании. Нартекс неск. ниже и уже (на ширину нефов-парекклисионов) наоса, также покрыт 2-скатной кровлей с понижением над боковыми нефами. Вероятно, образцом для композиции объемов собора был храм Св. Троицы в Сопочани (ок. 1260). Совпадают и элементы композиции фасадов - разбивка плоскими лопатками, «ползучие», т. н. ломбардские арочки под карнизами, оформление барабанов. В то же время в Д. романо-готический элемент заметно усилен. Весь храм облицован чередующимися горизонтальными поясами желтоватых и розоватых мраморных плит. Под пяты «ползучих» арочек подведены скульптурные консоли, тимпаны двойных и тройных окон, помещенных в арочные ниши, заполнены скульптурой, дверные проемы, расположенные с зап., сев. и юж. сторон нартекса, оформлены перспективными порталами.
подчинен архитектуре и органично размещен в аркадных фризах, у окон и порталов, в люнетах, на столбах и в интерьере. Значение храма как местопребывания Бога и образ новозаветной скинии символически подчеркнуты в многочисленных фигурах ангелов, людей, мифологических персонажей, животных, рельефных орнаментах с аканфом и лозой. Прототипом скульптуры в Д., выполненной под влиянием романского искусства и сменяющей его готики, мог служить декор храма мон-ря Студеница, тип оформления апсидальной трифоры к-рого повторен в Д. 3-мерные скульптурные изображения близки по иконографии к визант. образцам. Так, в люнете над сев. порталом помещен процветший крест, над южным - «Крещение Господне», над западным - Христос Пантократор на престоле между 2 ангелами, в люнете зап. трифоры - вмч. Георгий Победоносец, поражающий дракона.
вероятно, была начата в 1338-1339 гг. и окончена не позднее кон. авг. 1348 г., о чем свидетельствуют 2 надписи в нартексе и наосе. По обширности и разработанности иконографической программы роспись поздневизант. и средневек. серб. живописи не сопоставима ни с одной из храмовых декораций визант. мира. Всего представлено ок. тысячи отдельных фигур святых и сюжетов, объединенных более чем в 10 циклов.
Иконографическая программа включает изображения Христа Пантократора, сюжеты от Сотворения мира до Грехопадения, цикл земной жизни Спасителя (с Воплощением Христа, Его поучениями, чудесами и страстями), сцены, иллюстрирующие основание новозаветной Церкви, ее укрепление и расширение деяниями апостолов, мучеников, святителей, преподобных, а также Второе пришествие и Страшный Суд.
В росписи алтаря присутствуют избранные евангельские сюжеты на тему основания Христом новозаветной Церкви, образ к-рой повторяется в каждом христ. храме. Эта мысль о преображении скинии ветхозаветной в новую развита в сцене «Причащение апостолов» в верхней части апсиды, где Христос изображен перед св. трапезой, в саккосе, как архиерей по чину Мелхиседекову, расположенный ниже образа Божией Матери «Оранта», окруженной архангелами в далматиках; продолжают тему устроения Новой Церкви и служащие литургию святители, изображенные в нижнем ярусе. Композиция «Служба св. отцов» с некоторыми отличиями в иконографии представлена и в др. апсидах. В алтаре также находятся цикл Воскресения Христова, композиции «Руно Гедеоново», «Лестница Иакова», «Борьба Иакова с ангелом» и «Ветхозаветная скиния». В жертвеннике (парекклисион Пресв. Богородицы) представлены 20 сцен из жизни Богородицы.
В куполе размещены образ Христа Пантократора и композиция «Небесная литургия» с ангелами в диаконских и священнических одеяниях; в барабане - 8 пророков; на парусах - евангелисты, между ними - Мандилион и Керамион. В подкупольном пространстве подробно представлены евангельские события: Двунадесятые праздники (Успение, состоящее из 5 эпизодов, изображено на зап. стене наоса), Страсти Христовы (33 сцены), чудеса, притчи (20 сцен, нек-рые переходят в юж. неф).
В сев. нефе (в парекклисионе вмч. Димитрия) изображено более 50 сцен от Сотворения мира и человека до строительства Вавилонской башни. Этот цикл является самым обширным в правосл. искусстве. Среди прообразовательных сюжетов, подробно представленных на зап. стене наоса, помещены «Древо Иессеево», «Сон Навуходоносора», «Три отрока в пещи огненной», «Прор. Даниил во рву львином», а также 4 эпизода композиции «Премудрость созда себе дом». В сев.-вост. части наоса и в юж. нефе (в парекклисионе свт. Николая) помещен один из древнейших иконографических примеров Акафиста Божией Матери в монументальном искусстве, состоящий из 22 сцен, исключая 3-й икос и 4-й кондак. В сев. части наоса представлены события из жизни апостолов Петра, Павла, Филиппа и архидиак. Стефана. 3 обширных житийных цикла святых Димитрия, Георгия и Николая, изображенные в парекклисионах одноименных святых, включают редкие сюжеты.
В росписях представлены сотни святых, в т. ч. редко встречающиеся, напр., мученики Феопемпт, Феофилакт, Каллистрат, и др. Их фигуры тектонично распределены по стенам, в арках, на пилястрах и на откосах окон. В алтаре и в парекклисионах - образы серб. епископов Саввы и Арсения, на столпах в наосе - св. воины, в нартексе и в боковых нефах - преподобные. На центральной оси храма в нижнем ярусе представлены по сторонам зап. портала в нартексе апостолы Петр и Павел и архангелы Михаил и Гавриил, около портала на вост. стороне нартекса - Богородица Параклисис и Иисус Христос, со стороны наоса того же портала - еще раз апостолы Петр и Павел, свт. Николай (Скоропомощник), св. Иоанн Креститель, Христос Пантократор с мечом (в основе иконографии, возможно, текст из Мф 10. 34-42), Богородица Епискепсис, св. воины Димитрий и Георгий, св. Стефан Дечанский с моделью дечанского храма (ранее под этим изображением находился ковчег с его мощами), свт. Николай и больших размеров Деисус с Этимасией вверху. Полноту Церкви символизируют как образы отдельных святых, так и обширный минологий на весь год, написанный в нартексе. Здесь же, на сводах среднего нефа, находится цикл Вселенских Соборов. Центральная зап. часть наоса занята подробно разработанной сценой Страшного Суда, включающей расширенное число ходатаев и посредников перед Христом, представленным скорее как Спаситель, чем Судия. Необычное размещение сцены, вероятно, вызвано желанием приблизить ее к первоначальному местоположению гробницы св. Стефана Дечанского.
На фресках изображены многочисленные представители Сербской Церкви и гос-ва. Их образы свидетельствуют о том, что и они сами, и серб. народ заслужили имя богоизбранных заботой о становлении правосл. веры и о сохранении ее чистоты. Основатель династии Неманичей св. Симеон представлен у игуменского престола, рядом с ктиторской композицией, вместе со св. Саввой и кор. св. Милутином. Его образ повторен в нартексе, в композиции «Древо Неманичей», включающей портретные изображения членов этой семьи до царя Душана и его сына Уроша. Св. Савва, основатель Сербской Церкви, изображен в алтаре, а также в нартексе вместе с серб. архиеп. Иоанникием и первым дечанским игум. Арсением, рядом с к-рым представлен его соименный небесный покровитель. На юж. стене наоса - ктиторы Стефан Дечанский и Стефан Душан, передающие модель храма Христу и получающие от него благословение. Они еще раз представлены над входом в наос в молитвенных позах перед благословляющим Христом Пантократором в сцене инвеституры. Стефан Душан изображен с сыном Урошем и с женой Еленой на сев. стене нартекса, их портреты включены также в последний кондак акафиста в апсиде юж. парекклисиона. Елена, Урош и Симеон (Синиша), сводный брат Душана, представлены в ктиторской композиции наоса. Росписи включают и портреты др. исторических лиц. Так, над погребением феодала Георгия Пекпала, расположенным в нартексе, изображен он сам и вмч. Георгий, представляющий его Христу, сидящему на престоле; в юж. парекклисионе - образ 2-го дечанского игум. Даниила.
Обширные росписи потребовали длительной работы и участия большого количества живописцев, имена к-рых неизвестны. Видимо, сменявшиеся артели придерживались единой схемы размещения сюжетов. Фрески выполнены опытными, преимущественно греч. мастерами, серб. живописцы работали гл. обр. в нартексе. Стилистический анализ позволяет выделить работы отдельных мастеров. Так, в композиции «Страшный Суд», в цикле акафиста, в минологии стиль росписи близок к традициям палеологовского классицизма раннего XIV в.
Д., царский мон-рь, на протяжении истории не закрывался и привлекал немало жертвователей и паломников. Их приношения составили самую богатую среди монастырей Сербии ризницу. Судя по жалованным грамотам, уже первые ктиторы щедро одаривали монастырь. В иконостасе помещены иконы Христа Пантократора, Божией Матери, свт. Николая, св. Иоанна Предтечи, принадлежащие кисти мастеров, украшавших храм в XIV в. К этому времени относятся металлический хорос под куполом, один подсвечник, первый ковчег для мощей св. Стефана Дечанского, деревянный, богато украшенный игуменский трон. В храме сохранились изящные столики и стасидии кон. XIV-XVIII в. и большой резной крест 1564/65 г.- вклад старца Нестора из Белайской пуст. В парекклисионах вмч. Димитрия и свт. Николая находятся высокие резные иконостасы балканского стиля с иконами работы Алексея Лазовича, выполненные в 1813-1818 гг.
Среди икон, хранящихся в ризнице, выделяются первоначально находившийся в иконостасе образ арх. Гавриила работы дечанских художников (возможно, в парекклисионе вмч. Димитрия) и чудотворная икона XIV в. Богородицы Пелагонитиссы с образом «Не рыдай Мене, Мати» на оборотной стороне, ранее имевшая оклад. К XV в. относится образ Св. Троицы (т. н. ветхозаветной). В XVI в. в Д. работал серб. иконописец мон. Лонгин, автор ряда житийных икон, 2 больших икон для нового иконостаса («Богородица с пророками» и «Христос на престоле с апостолами»), а также иконы св. Стефана Дечанского с житием, пожертвованной иконописцем мон-рю в 1577 г. Иконостас венчает крест работы неизвестных резчиков и иконописцев. В нач. XVII в. по заказу игум. Диомида в Д. работали Георгий и его помощник Косма, написавшие иконы «Успение св. Стефана Дечанского», «Св. Иоанн Предтеча», «Свт. Николай с житием». Группа икон кон. XVIII - нач. XIX в. была создана Симеоном Лазовичем и его сыном Алексеем.
Главная святыня мон-ря - мощи св. Стефана Дечанского, и ныне привлекающие паломников,- хранится в ковчеге, содержащем и др. реликвии: волосы Христа, частицу Животворящего Креста, мощи святых. В ризнице хранятся многочисленные драгоценные кресты, из к-рых наиболее известны кресты царя Душана и св. Стефана Дечанского с частицами Животворящего Креста, а также реликварии с челюстью свт. Григория Нисского, десницей св. Никиты, мощами святых Харалампия, Алипия Столпника, Пантелеимона, Кира, Космы, Дамиана, Мартирия, ап. Фомы и серб. святых Саввы, Георгия Кратовского и Феоктиста (кор. Драгутина).
Среди множества энколпионов, кадил, чаш, вотивных предметов и др. произведений прикладного искусства разных эпох в ризнице выделяются костяной панагиар XIV в. с рельефными изображениями Божией Матери «Знамение» и под аркадным фризом - полуфигуры Христа, архангелов, апостолов и др. святых (серебряный оклад - более поздний); панагиар кон. XVI в. с живописным образом Богородицы и Христа (вероятно, работы мастера Лонгина), окруженных резным текстом «Достойно есть»; серебряная кадильница XV в. «святого короля» с готическим декором, вероятно, работы мастеров из Дубровника; позолоченные рипиды, чаша и звездица работы мастера золотых дел Кондо Вука с гравированными изображениями Христа, Богоматери, Небесной литургии, Ангела Великого совета и Причащения апостолов, пожертвованные в 1568-1569 гг. неким Радивоем; вышитый крест с изображением Богородицы «Знамение» (XVI в.) и епитрахиль (XVI в.) - приношение семьи Дмитрича.
Формирование монастырского книжного собрания началось еще во время его строительства, но большинство рукописей раннего периода не сохранилось, неск. кодексов находятся в б-ках мира. Б-ка и скрипторий Д. в XIV в. были тесно связаны с мон-рем Хиландар на Афоне - в обоих собраниях есть рукописи, переписанные одними и теми же книгописцами (см.: Предговор // Гроздановић-Паjић, Станковић. Рукописне књиге. 1995. С. 8-17; Мано-Зиси К. Анагност Jован, хиландарски писар друге пол. XIV в. // Проучавање средњовековних jужнословенских рукописа. Београд, 1995. С. 231-242), ряд дечанских и хиландарских кодексов XIV в. написан на одинаковой бумаге (Гроздановић-Паjић М. Хиландар и рукописне књиге ХIV в. ман-ра Високи Дечани // Осам веков Хиландара: Историjа, духовни живот, књижевност, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 325-341).
К числу древнейших книг, созданных в Д., относится пергаменный Паренесис Ефрема Сирина (Белград. Архив САНУ. № 60), написанный в 1337 г. по повелению 1-го игумена мон-ря Арсения (Стоjановић. Записи. Књ. 1. № 65), украшенный плетеной киноварной заставкой-рамкой балканского стиля в виде 3-главого храма. Ему, по всей видимости, современен пергаменный сборник огласительных поучений Феодора Студита (Дечани. № 87).
В посл. четв. XIV в. благодаря ктиторам б-ка пополнялась книгами, написанными мастерами Липлянской митрополии: томами Минеи Четьи на янв.-февр. (Дечани. № 101) и, возможно, на дек. (Vindob. Slav. № 33) (Цернић Л. Писари Грачаничког (Липљанског) Пролога-минеjа: (Атрибуциjа рукописа као могућност реконструкциjе грађе скрипториjа) // АрхПр. 1979. Бр. 1. С. 135, 138). В 90-х гг. XIV в. для Д. по заказу экклисиарха Варлаама (впосл. игумен) работал книгописец Даниил Левоокий. Во 2-й пол. XVI в. лит. творчеством и книгописанием в Д. занимался книжник и иконописец Лонгин, написавший ок. 1596 г. акафист первомч. Стефану и составивший Сборник богослужебный (Дечани. № 138). В 1595 г. даскал Димитрий из Янева переписал для мон-ря помянник (Дечани. № 109).
В 1-й четв. XIX в. книгописанием занимались архим. Даниил и митр. Рашский Захария. В 1812 г. они переписали службу и акафист первомч. Стефану Дечанскому (Дечани. № 151), к-рый год спустя украсил миниатюрами работавший в Д. иконописец Алексей Лазович. В 1818 г. Лазович иллюминировал монастырский помянник. Обе рукописи декорированы в стиле позднего барокко: в акафисте помещены миниатюры с изображением основателя обители и игуменов Даниила и Захарии, помянник открывает заставка-миниатюра с изображением дечанского собора и св. царей Уроша и Стефана Дечанского.
Совр. рукописное собрание Д. (164 рукописи, большая часть в наст. время находится на депозитном хранении в НБС) является одной из крупнейших монастырских коллекций Сербии (Теодоровић-Шакота М. Инвентар рукописних књига Дечанске библиотеке // Конзерваторски и испитвачки радови. Београд, 1956. С. 198-211; Гроздановић-Паjић, Станковић. Рукописне књиге. 1995).
Ок. 2/3 собрания составляют богослужебные книги XIII-XVIII вв., значительное место занимают аскетические сочинения. Среди древнерус. рукописей - список XIII в. Патерика скитского (№ 93), старший из сохранившихся славянских. Пергаменный Требник 1-й пол. XIV в. (№ 67), вероятно афонского происхождения, имеет общий протограф с совр. ему болг. Зайковским Требником и содержит чин исповеди, восходящий к рус. домонг. оригиналу, и уникальные заупокойные стихиры с акростихом Константина Преславского (см.: Турилов А. А. К определению объема творческого наследия учеников Кирилла и Мефодия в составе слав. Требника // Slavica mediaevalia in memoriam Francisci Venceslai Mares. Fr./M., 2006. S. 109-110). Сборник антилат. сочинений свт. Григория Паламы 3-й четв. XIV в. (№ 88) представляет, вероятно, беловой автограф афонских переводчиков, близких кругу старца Исаии, сделавшего в 1371 г. перевод творения Дионисия Ареопагита (Kakridis I. Codex 88 des Kloster Decani und seine driechischen Vorlagen: Ein Kapitel d. serbisch-byzantinischen Literaturbezeichnungen im 14. Jh. Münch., 1988). Ряд рукописей - пергаменный Апостол 2-й трети XIV в. (№ 109), Евангелие-тетр 30-х гг. XV в. (№ 11) и Помянник 1595 г. (№ 109) - являются образцами каллиграфического мастерства и искусства книжной иллюминации.
В XIX в. книжное собрание Д. было еще более значительным. А. Ф. Гильфердинг вывез среднеболгарские пергаменные рукописи Дечанского Евангелия-тетр 2-й пол. XIII в. (РНБ. Гильф. № 4; СКСРК, XI-XIII. № 351) и миниатюрной Дечанской Псалтири (РНБ. Гильф. № 17; СКСРК, XI-XIII. № 209) с молебными канонами и т. н. гадательными приписками, богато украшенную полихромными инициалами южнослав. тератологического стиля.
Из Д. происходит серб. пергаменный сб.- т. н. Дечанская златая цепь - 3-й четв. XIV в. (РНБ. F. п. I. 121; др. части рукописи - БАН. 24.4.20 и 24.4.23; НБС. Рс. 7), восходящий к оригиналу, составленному в мон-ре Студеница в 1-й четв. XIII в., и содержащий тексты, созданные или переведенные в домонг. время рус. книжниками - Пандекты Никона Черногорца в древнейшем переводе, «Пчелу», «Апокалипсис Андрея Юродивого» и новгородское поучение сер. XII в. «Слово от Апостола» (см.: Турилов А. А. «Поучение Моисея» и сборник игум. Спиридона // Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. С. 83-104).
Одну из последних книг, содержащую роскошный параклис и канон молебный св. Стефану Дечанскому, украшенный миниатюрами в стиле барокко живописца Николы Нешковича, в мон-рь вложил в 1763 г. бывш. насельник обители митр. Карловацкий Иоанн (Джорджевич). В XV-XVI вв. в келье в Белае переписывал и иллюстрировал кодексы мон. Никандр.
В б-ке хранятся 17 книг, напечатанных в XV-XVI вв. в первых серб. типографиях в Цетине, Венеции, Белграде и Шкодере, среди них - Псалтирь, Октоих и Триодь Цветная 1494 г., Минея Праздничная 1536-1538 гг., Белградское Евангелие-тетр 1552 г. Дечанские иеродиак. Моисей и иером. Савва работали в типографии Божидара Вуковича в Венеции и принесли в Д. напечатанные ими книги.
В 1745 г. иконописец Георгий Стоянович нарисовал панорамный вид мон-ря, позднее выгравированный в Вене. В Д. хранятся гравировальная доска и оригинальный оттиск с изображением мон-ря сер. XVIII в., в углах листа размещены композиция «Сошествие Св. Духа», изображения св. Стефана Дечанского и патриарха Арсения IV, позднее подобные гравюры печатались для паломников.