(25.05.1872, Дармштадт - 17.07. 1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе С.-Петербургских святых), императрица Всероссийская (1894-1917), супруга мч. имп. Николая II Александровича. Дочь вел. герц. гессенского Людвига IV и вел. герцогини Алисы, урожд. принцессы Великобритании и Ирландии, второй дочери королевы английской Виктории. В крещении получила имя Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса. Кроме принцессы Алисы в семье вел. герц. Людвига IV были дети: Виктория, Элла (буд. вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна), Эрнст Людвиг, Ирена. Воспитанием детей руководила мать, высокообразованная женщина, известная своей благотворительной деятельностью. Во время эпидемии дифтерита вел. герцогиня Алиса заразилась, ухаживая за больными, и скончалась в возрасте 35 лет 14 дек. 1878 г. В 1901 г. жители Дармштадта в знак благодарности установили на собранные ими деньги памятник с надписью: «Алиса - незабвенная великая герцогиня». Потеряв мать, принцесса Алиса с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории. При англ. дворе она получила воспитание и разностороннее образование, свободно говорила и писала на неск. языках. В семье за веселость и красоту ее звали «солнечный луч». В юности принцесса Алиса посещала лекции на философском фак-те Гейдельбергского ун-та, где получила диплом бакалавра философии. Впосл. историки отмечали теоретический ум императрицы и называли ее письма, в к-рых детально освещалось состояние рус. имп. двора и столичного Петербурга, «историческим материалом первостепенной важности» (Кизеветтер. С. 322). Культура ведения дневника и переписки отличала принцессу Алису с детства, это качество она привила своим детям. Не случайно последние представители династии Романовых, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» (Мейлунас, Мироненко. С. 11). Кроме письменных источников сохранилось более 150 тыс. фотографий имп. семьи, в к-рой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками (ГАРФ, РГАКФД).
В июне 1884 г. 12-летняя принцесса Алиса впервые посетила Россию, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, и вел. кн. Сергея Александровича. В янв. 1889 г. по приглашению вел. кн. Сергея Александровича принцесса вновь приехала в Россию вместе с братом и отцом. Гости провели 6 недель в Сергиевском дворце в С.-Петербурге. Юная принцесса вызвала глубокое чувство у наследника рус. престола цесаревича Николая Александровича, однако в имп. семье надеялись на брачный союз цесаревича с королевской фамилией Франции, невестой наследника хотели видеть Елену Луизу Генриетту, дочь Луи Филиппа Бурбона Орлеанского, гр. Парижского. В авг. 1890 г. принцесса Алиса гостила у вел. кнг. Елисаветы Феодоровны в Ильинском, но цесаревич не смог ее увидеть. В 1894 г. резко ухудшилось здоровье имп. Александра III Александровича, и вопрос о престолонаследии и женитьбе цесаревича решился быстро.
2 апр. 1894 г. Николай Александрович выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе Алисе. Его сопровождал протопр. Иоанн Янышев, духовник имп. семьи в 1883-1910 гг., к-рый должен был преподать принцессе основы Православия. Е. А. Шнейдер, учительнице вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, поручили обучить принцессу Алису рус. языку. 8 апр. 1894 г. состоялась помолвка, принцесса Алиса и цесаревич Николай 12 дней провели в Кобурге, Дармштадте, а затем месяц - в Англии. Обручение принцесса Алиса считала счастливейшим событием в своей жизни, оставалось решить вопрос о переходе в Православие. Принцесса была очень религиозна и не решилась изменить лютеранству, но помогла настойчивость сестры, вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, присоединившейся к Православию после 8 лет брака. По просьбе вел. княгини протопр. Иоанн Янышев полгода прожил при Гессенском дворе, ежедневно занимаясь и беседуя с принцессой Алисой, и впосл. стал ее духовником.
Осенью 1894 г. в Дармштадт стали приходить тревожные вести о здоровье имп. Александра III, 5 окт. принцесса получила телеграмму, срочно вызывавшую ее в Россию. 10 окт. она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с имп. семьей до 20 окт.- дня смерти имп. Александра III. 21 окт. в церкви ливадийского дворца принцесса Алиса была принята в лоно правосл. Церкви через Миропомазание и наречена Александрой Феодоровной в честь мц. царицы Александры. 14 нояб. 1894 г., в день рождения императрицы Марии Феодоровны, когда были дозволены отступления от строгого траура, состоялось бракосочетание имп. Николая II и А. Ф. в церкви Зимнего дворца. 14 мая 1896 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование царственной четы. Императрица стремилась стать «настоящей помощницей во всех отношениях» своему самодержавному супругу. Протопр. военного и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что государыня видела «в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины» (Шавельский. Т. 2. С. 294). В семье родились 4 дочери: святые мученицы вел. княжны Ольга Николаевна (3 нояб. 1895), Татиана Николаевна (29 мая 1897), Мария Николаевна (14 июня 1899), Анастасия Николаевна (5 июня 1901). 30 июля 1904 г. на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - св. мч. цесаревич вел. кн. Алексий Николаевич, к-рому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, о здоровье всех членов семьи, особенно сына. Первоначальное обучение наследника она вела самостоятельно, позже пригласила к нему выдающихся педагогов и наблюдала за ходом учения. Благодаря большому такту императрицы болезнь цесаревича была семейной тайной.
Постоянное беспокойство за жизнь Алексия стало одной из причин появления при имп. дворе Г. Е. Распутина. По мнению врачей, состоявших при наследнике, Распутин обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка. Второй причиной появления Распутина при дворе были его личные качества «тонкого эксплуататора доверия Высоких Особ к его святости» (Руднев. С. 73). По словам митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, «в отношении с Распутиным присутствовал элемент человеческой немощи, связанный у императрицы с глубоким переживанием неизлечимости смертельно опасной болезни сына, а у императора обусловленный стремлением сохранить мир в семье сострадательной уступчивостью материнским терзаниям императрицы... Видеть в отношениях Царской Семьи с Распутиным признаки духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковленности - нет никаких оснований» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.). В историографии существовало мнение, что деятельность императрицы и «влиявших» на нее Распутина и фрейлины А. А. Вырубовой имела политическое значение (В. Д. Набоков, М. Н. Покровский), что А. Ф. во время первой мировой войны отстаивала интересы Германии. Это мнение полностью необоснованно. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам рус. военных планов распространялись герм. генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и А. Ф. в к.-л. преступлениях. Хотя о заключении комиссии было хорошо известно, его «замалчивание» привело к появлению отрицательных свидетельств о личности А. Ф. (В. Д. Набоков, М. Н. Покровский, В. А. Канторович и др.).
По свидетельству современников, императрица была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Фрейлина С. К. Буксгевден отмечала, что А. Ф. верила «в исцеление через молитву», к-рое связывала со своим происхождением со стороны Гессенского дома от ЕлизаветыТюрингской (Венгерской) (1207-1231), устроившей в Марбурге, Айзенахе, Вартбурге больницы во имя вмч. Георгия и св. Анны и лечившей прокаженных (в 1235 канонизирована католич. Церковью в связи с чудесными исцелениями у ее гробницы). Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната А. Ф. во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами» (Орем. С. 26). Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 г. Николай II и А. Ф. участвовали в торжестве прославления и открытия мощей прп. Серафима Саровского, на средства имп. семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пуст. лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой прп. Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника (Витте. С. 221).
Заботами имп. семьи было воздвигнуто неск. правосл. храмов. На родине А. Ф., в Дармштадте, построен правосл. храм во имя св. Марии Магдалины в память первой российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны. 4 окт. 1896 г. в Гамбурге в присутствии Николая II, А. Ф., вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, вел. герц. гессенского в память коронования российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства имп. семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 авг. 1912 г., где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя прп. Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в русско-япон. войне 1904-1905 гг., и собора Св. Троицы в Петрограде.
Одним из первых начинаний императрицы, прославившейся своей благотворительной деятельностью, стало покровительство имп. жен. Патриотическому об-ву (рескрипт имп. Николая II от 26 февр. 1896). Необычайно трудолюбивая, много времени посвящавшая рукоделию, императрица организовывала благотворительные ярмарки и базары, где продавались самодельные сувениры. Под ее покровительством находилось множество благотворительных орг-ций: Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом, Об-во трудовой помощи образованным лицам, Дом трудолюбия образованных женщин, Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении в больнице св. Марии Магдалины, Попечительство имп. Человеколюбивого об-ва для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей, Об-во трудовой помощи «Улей», царскосельские Об-во рукоделия и Школа народного искусства для обучения кустарному делу; Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, Братство во имя Царицы Небесной в Москве (при нем существовал приют для 120 детей - слабоумных, калек, эпилептиков - со школой, мастерскими, ремесленным отд-нием), Приют-ясли 2-го временного Комитета попечительства по охране материнства и младенчества, Приют им. императрицы А. Ф. в Харбине, ясли Петергофского Благотворительного об-ва, 4-й Петроградский комитет Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества с убежищем для матерей и яслями-приютом, «Школа нянь» в Царском Селе, учрежденная на личные средства А. Ф.; царскосельские Община сестер милосердия Российского об-ва Красного Креста (РОКК) и Дом государыни-императрицы для призрения увечных воинов, Крестовоздвиженская община сестер милосердия РОКК, 1-й Петроградский дамский комитет РОКК, Михайловское в память ген. М. Д. Скобелева об-во врачебной помощи малообеспеченным женам, вдовам, детям и сиротам воинов, при об-ве существовали амбулатория, стационарное отд-ние, приют для девочек - сирот воинов, а также Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, при к-ром работали школа, детский сад, дачный поселок, книжное издательство, народные хоры.
В период русско-япон. войны А. Ф. лично подготовила санитарные поезда и склады медикаментов для отправки на театр военных действий. Наибольшие труды несла императрица во время первой мировой войны (1914-1918), когда Россия потеряла убитыми, ранеными и пленными до 5 млн. чел. С начала войны А. Ф. и ее старшие дочери прошли курсы ухода за ранеными в Царскосельской общине. В 1914-1915 гг. имп. поезд побывал в Москве, Луге, Пскове, Гродно, Двинске, Вильне, Ковно, Ландварово, Ново-Свенцянах, Туле, Орле, Курске, Харькове, Воронеже, Тамбове, Рязани, Витебске, Твери, Лихославле, Ржеве, Вел. Луках, Орше, Могилеве, где императрица и ее дети посещали раненых воинов. Для подвижных и полевых складов императрицы создавались специальные поезда. При каждом складе были походная церковь и священник. Для оказания материальной поддержки раненым солдатам и их семьям были учреждены Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, Всероссийское об-во здравниц в память войны 1914-1915 гг. Под покровительством императрицы находились лазареты: при Доме трудолюбия им. Е. А. Нарышкиной, при петроградском Ортопедическом ин-те, при Михайловском в память М. Д. Скобелева об-ве и др. В Зимнем дворце работал в 1914-1917 гг. Комитет склада императрицы.
Исключительный интерес для рус. культуры, истории, науки представляют предметы дворцового быта, коллекции древностей, собрания книг и произведений искусства, составленные императрицей и августейшей семьей. Все имп. заказы, предназначенные для дворцов, были уникальны, дубликаты не допускались. Б-ка императрицы и вел. княжон в Зимнем дворце насчитывала ок. 2 тыс. томов, там же хранились и рукописи. Книги А. Ф. находились также в Ливадии, Царском Селе, они отмечены экслибрисом и являются произведениями издательского и переплетного искусства. Бо́льшая часть имп. б-ки, раритетные издания, оказалась продана за границу, несмотря на меры по охране дворцов, принятые со дня ареста имп. семьи, только часть книжного собрания хранится в РГБ. Поддержка А. Ф. и имп. семьей фирмы Фаберже стала предпосылкой появления нового направления в прикладном искусстве - «императорского стиля», «дизайна и стиля Фаберже». А. Ф. коллекционировала древности и оказывала содействие ученым. Она получила почетный диплом Археологического ин-та, комитет по сооружению в Москве Музея изящных искусств им. имп. Александра III избрал ее почетным членом за активное содействие музею, Пергамский зал музея был назван в честь императрицы. Под покровительством государыни находилось имп. Общество востоковедения, имевшее целью «распространение среди восточных народов точных и правильных сведений о России, а также ознакомление русского общества с материальными нуждами и духовною жизнью Востока». А. Ф. была искусной художницей, в храме св. Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. К нач. 1903 г. она сделала рисунки рус. костюма для благотворительного бала в Зимнем дворце, консультируясь с директором Эрмитажа И. А. Всеволожским. Императрица была одета в золотую парчовую одежду, созданную по эскизам с одежды царицы Марии Ильиничны. Др. работой А. Ф. является рисунок знака для частей имп. конвоя. Императрица коллекционировала произведения из многослойного стекла и лично делала указания по производству имп. фарфоровым и стеклянным заводам.
2 марта 1917 г. имп. Николай II отрекся от престола за себя и наследника. 8 марта по постановлению Временного правительства императрица с детьми была арестована ген. Л. Г. Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилёве был арестован государь, 9 марта доставленный в Царское Село под конвоем. 1 авг. 1917 г. царская семья отбыла из Александровского дворца Царского Села в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении в доме губернатора. А. Ф. преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью, чтением духовных книг. Общая молитва объединяла семью, жизнь к-рой определялась верой, надеждой и терпением. Окруженные врагами, узники обращались к духовной лит-ре, укрепляли себя примерами Спасителя и святых мучеников и готовились к мученической кончине. Находясь в заключении, императрица подарила детям книги: «Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского», «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского», «Утешение в смерти близких сердцу», «О терпении скорбей», «Благодеяния Богоматери человеческому роду через Ея святые иконы». Многочисленные пометы в книгах, особенно в книгах императрицы, свидетельствовали о высоком духовном состоянии царской семьи - о вере, смирении, всепрощении, желании быть верными заветам Господа (Мефодий (Кульман). С. 68). Среди книг А. Ф. были «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, «О терпении скорбей, учение святых отцов, собранное епископом Игнатием Брянчаниновым», Молитвослов и Библия. Эти книги были найдены и тщательно описаны Н. А. Соколовым, судебным следователем по особо важным делам Омского окружного суда, к-рому после вступления в Екатеринбург Сибирской армии и Чехословацкого корпуса (25 июля 1918) А. В. Колчаком было поручено расследование дела об убийстве царской семьи.
26 апр. 1918 г. государь, государыня и вел. кнж. Мария Николаевна по приказу из Москвы выехали в Екатеринбург, оставив на попечение старших сестер больного Алексия, 30 апр. их заключили в находившийся на углу Вознесенского просп. и Вознесенского пер. дом, принадлежавший ранее инженеру Н. К. Ипатьеву. Большевики называли его «домом особого назначения», а узников - «жильцами». Дом, обнесенный высоким забором, охраняли более 30 чел. 23 мая, в 2 ч. утра, вел. княжны Ольга, Татиана, Анастасия и вел. кн. Алексий также были доставлены в Екатеринбург. Жизнь царской семьи была подчинена тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, скудный продовольственный паек, часовая прогулка, обыски, враждебность стражи.
12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Существует мнение, что военный комиссар Урала Ф. И. Голощекин, в нач. июля 1918 г. побывавший в Москве, получил на это согласие В. И. Ленина. 16 июля Ленину была отправлена телеграмма, в к-рой Уралсовет сообщал, что казнь царской семьи более не терпит отлагательств, и просил немедленно сообщить, нет ли у Москвы возражений. Ленин на телеграмму не ответил, что в Уралсовете, возможно, сочли знаком согласия. Руководство исполнением постановления принял на себя Я. М. Юровский, 4 июля назначенный на пост коменданта «дома особого назначения».
В это трагическое время императрицу отличали необыкновенное величие духа и «изумительно светлое спокойствие, которое потом поддерживало ее и всю ее семью до дня их кончины» (Жильяр. С. 162). 16 июля, за неск. часов до казни, она записала в своем дневнике: «Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала: святого пророка Амоса и пророка Авдия» (Александра Феодоровна. Дневниковые записи, переписка. С. 467).
Обстоятельства убийства членов царской семьи и их приближенных в ночь с 16 на 17 июля и последующего уничтожения их останков стали известны благодаря расследованию Соколова. В 2 ч. ночи узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, где царская семья была расстреляна вооруженными палачами из ЧК. По их свидетельствам, императрица и старшие дочери успели перед смертью перекреститься. Первыми были убиты государь и государыня. Они не увидели казни своих детей, к-рых добивали штыками. Комиссар снабжения Уральской обл. П. Л. Войков, похитивший с тела императрицы подаренное государем кольцо с рубином, доставил серную кислоту и бензин для уничтожения тел убитых в старых рудниковых шахтах урочища Четырех братьев. Отдельные останки царской семьи, найденные Соколовым, были переданы в храм прав. Иова Многострадального Русской Православной Церкви за границей, заложенный в Брюсселе 2 февр. 1936 г. и освященный 1 окт. 1950 г. в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная А. Ф. цесаревичу Алексию. В 1981 г. царская семья была канонизирована РПЦЗ.
В 1991 г. под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 г. по описанию в «Записке Я. М. Юровского» и принятое им за могилу царской семьи (Тайны Коптяковской дороги. С. 3). 19 авг. 1993 г. Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) сделал офиц. заявление об итогах исследования «екатеринбургских останков»: «Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью» (ЖМП. 1998. № 4. С. 31). 26 февр. 1998 г. состоялось заседание Свящ. Синода, в его определении говорится, что «Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения» (Там же. С. 10). По решению властей перезахоронение останков произведено 17 июля 1998 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора. Синодальная Комиссия по канонизации святых под председательством митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев... императрицы Александры Феодоровны» (Доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия... по вопросу о мученической кончине царской семьи, предложенный на заседании Священного Синода РПЦ 10 окт. 1996 г.). Постановлением Свящ. Синода от 10 окт. 1996 г. и определением Архиерейского Собора РПЦ 18-22 февр. 1997 г. данная позиция была одобрена. Канонизация А. Ф. и др. царственных мучеников в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 г.
На месте бывш. дома Ипатьева (разрушенного в 1977 в связи с притоком паломников) строится храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. 23 сент. 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.